Самайн – кельтский Новый Год, который праздновался в день окончания сбора урожая. Это было логично: завершался годовой цикл и начинался новый, и начинался он с зимы, которую нужно было пережить, с трудного рождения и вхождения в мир. Празднование Самайна начиналось вечером, на закате – это символизировало и окончание трудового дня, и окончание земного цикла, подведение итогов и общение с духами предков и умерших любимых людей.
Но, помимо доброжелательных духов, имелись и недоброжелательные. И, чтобы сбить злых духов с толку, люди носили маски и необычные костюмы.
Самайн – очень древний праздник. По некоторым археологическим свидетельствам ему не менее пяти тысяч лет. Но, скорее всего, он гораздо древнее.
Изначально это был фестиваль продолжительностью в три дня, разделявший пополам период между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. Кельтские жрецы — друиды — отслеживали астрономические события и времена года и, используя собранную информацию, вели календарь, определяя дату праздника.
Первые письменные упоминания о Самайне относятся к раннему Средневековью. Уже в те годы праздник отмечали 31 октября. Вероятно, выбор даты совпал с вводом Григорианского календаря.
Перед Самайном древние кельты убирали и складывали в амбары последний в году урожай, забивали скот на мясо, заготавливали топливо, готовясь к самому тяжелому времени года и, по мере того, как жизнь покидала землю, обращали свои мысли к природе смерти.
Они чувствовали, что открываются двери в потусторонний мир: их умершие предки были теперь очень близко, как и другие духи, способные, при желании, испортить жизнь любому человеку.
Дрова и еду для праздника собирали по всей общине. При обходе соседских домов люди надевали маски, наносили на лицо краску и пользовались другими способами маскировки, чтобы обмануть темных духов, подстерегающих поблизости.
Перед тем как зажечь главный праздничный костер, очаги во всех домах гасили. Главный костер складывали из древесины девяти священных деревьев и разжигали при помощи трения; по окончании праздника каждый брал горящую ветку или тлеющие угли из костра Самайна и приносил домой, чтобы разжечь огонь в своем очаге, и, таким образом, объединиться с общиной огнем из общего костра.
Несмотря на поминание умерших, Самайн все же был веселым праздником. Кельты не считали смерть злом: напротив, для них она была частью жизни, а пиршество выражало радость от осеннего изобилия. Также этот праздник символизировал окончание забот и трудов уходящего года: урожай убран, долги розданы, и можно расслабиться и повеселиться перед новым циклом борьбы за выживание.
Также во время Самайна устраивали гадания – ведь духи в это время были рядом, и могли подсказать, каким будет будущее: что ждет спрашивающего суровой зимой и насколько изобильным будет следующий год.
Древние римляне чествовали мертвых в другое время года: 9, 11 и 13 мая. Эти праздники назывались «лемуриями». Римляне верили, что в эти дни мертвые — призраки умерших и темные духи, которых называли лемурами, могли бродить по земле среди живых. Злыми духами считались души умерших, не похороненных в соответствии с римскими традициями. По традиции, глава семьи прогонял из дома мстительных существ, предлагая им в качестве угощения черную фасоль и ударяя с громким звуком друг об друга бронзовые горшки.
Лемурии были лишены оттенка радости, присущего Самайну.
Кстати, у кельтов был праздник Белтейн, расположенный в астрономическом календаре с противоположной стороны от Самайна, в начале мая, между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Считалось, что в Белтейн тоже открываются границы мира духов. Белтейн находился очень близко к тем датам, в которые римляне отмечали лемурии. Возможно, это всего лишь совпадение, а, возможно, наследие более древних общих верований.
В 609 году папа Бонифаций IV вел активную миссионерскую деятельность по обращению римских язычников в христианство. Он понимал, что сохранить существующие народные традиции, подогнав их под христианские каноны, будет намного проще, чем заставить людей отказаться от привычных праздников. Впоследствии «метод Бонифация» с большим успехом использовался для христианизации язычников Европы.
Бонифаций IV освятил римский Пантеон — языческий храм — как базилику Девы Марии и христианских мучеников, и выбрал для освящения 13 мая — последний день лемурий. Вскоре лемурии назвали Днем всех святых. Теперь, вместо того чтобы беспокоиться о духах умерших, блуждающих по земле, новообращенные христиане, следуя указаниям церкви, должны были почитать мертвых мучеников — христианских святых.
На Британских островах в Средние века христианская церковь вела борьбу с язычеством с переменным успехом. С одной стороны, священники обращали людей в христианство, убеждая местное население в том, что их природные божества на самом деле злые. С другой, новообращенные христиане массово продолжали отмечать Самайн, к большому огорчению церкви. И тогда папа Григорий III, понимая, что от старых привычек избавиться трудно, решил перенести День всех святых с 13 мая на 1 ноября.
«Hallow» на староанглийском означает «святой» (а в современном языке это слово употребляется как глагол «канонизировать, возвести в лик святых»). Mass — месса. Праздник 1 ноября назвали Собор всех святых или Hallowmas. День перед ним, 31 октября, стали праздновать как канун Дня всех святых, или Hallow Eve. Eve — «вечер» на староанглийском (например, канун Рождества называется по-английски Christmas Eve). Со временем название сократилось до Hallowen. «Хеллоуин». Это название мы используем и сейчас.
Появление Дня всех святых и Дня поминовения усопших в западной христианской культуре в конечном итоге было принято большинством, но некоторые из старинных культурных традиций в различных формах сохранились до сих пор. День поминовения усопших был назначен на 2 ноября и стал считаться днем поминовения умерших христианских душ.
Бедняки и детвора практиковали так называемое «вознесение молитв» в День поминовения усопших. Они ходили по домам и в обмен на печенье, приправленное специями и сухофруктами, возносили молитвы за умерших. Печенье было украшено симметричным крестом и называлось «печеньем душ». Иногда дети и нищие читали стихи, выпрашивая «чего-нибудь сладкого» в обмен на молитвы.
В староанглийском фольклоре существовал персонаж по имени Скряга Джек, который не смог попасть ни в рай, ни в ад и был обречен вечно ходить по земле с фонарем, вырезанным из репы. В Ирландии и Шотландии люди выдалбливали репу или большую свеклу и вырезали на ней лицо. Внутрь вставляли свечу и ставили такой фонарь возле ворот и дверей – ради шутки, или чтобы напугать навязчивых попрошаек. Эти светильники и стали прообразом фонарей из тыквы, jack-o’-lantern, которые со временем превратились в символ Хэллоуина. Тыква была американским нововведением — в Новом Свете первые переселенцы использовали тыкву для фонарей, так как тыква родом из Америки и была доступнее, чем репа.
Фонари из репы и кормовой свеклы до сих пор вырезают в некоторых районах Ирландии, Шотландии, Германии и Швеции.
Помимо фонариков в честь Скряги Джека, типично языческий обычай переодевания (маскарад) тоже оказался очень живучим и проник в христианские традиции празднования Дня поминовения усопших. С фонарями в руках компании в маскарадных костюмах исполняли короткие пьесы, часто — злободневного политического содержания. Взамен жители угощали их едой или одаривали деньгами за устроенное веселье.
Тем временем, влияние католической церкви росло, и 31 октября 1517 года Хэллоуин снова стал для церкви раздражающим фактором. Католический монах Мартин Лютер выбрал этот день, чтобы прибить список своих претензий к церкви на двери Виттенбергской капеллы в Германии. Это положило начало протестантской Реформации. Лютер выбрал этот день, потому, что знал: многие люди придут в церковь на следующий день, в День всех святых, чтобы поклониться коллекции реликвий и мощей в часовне, и увидят его воззвание, вывешенное в ночь на Хэллоуин.
После Реформации у Дня всех святых резко уменьшилось количество поклонников: протестанты не верили в святых. Хэллоуин выпал из церковных праздников, вернувшись обратно, к языческим корням. Однако традиция отмечать Хэллоуин сохранилась и в некоторых протестантских семьях. А менее чем через 100 лет праздник вновь стал набирать популярность в связи с событиями, произошедшими 5 ноября 1605 года.
Именно в этот день, 5 ноября 1605 года, драма протестантской Реформации достигла апогея: был арестован Гай (Гвидо) Фокс. Фокс, английский дворянин-католик, был одним из ключевых участников заговора против короля Якова I, с целью его убийства и возведения на престол католического монарха. Заговор, среди прочего, предполагал пороховой взрыв Вестминстерского дворца, где проходили заседания Палаты Лордов. Фокс должен был поджечь фитиль, когда Палата соберется на очередное заседание, и быстро удалиться. Но анонимное письмо побудило власти обыскать Вестминстерский дворец рано утром 5 ноября. Нашли и порох, и самого Фокса. Фокс под пытками выдал остальных участников заговора, которые также были задержаны и приговорены к смертной казни через повешение, потрошение и четвертование.
5 ноября в Англии стали праздновать Ночь Гая Фокса, первоначально посвященную чудесному спасению Палаты лордов и короля. Чучела Гая Фокса сжигали на кострах, а группы молодых людей в масках Гая Фокса бродили по городу, совершая акты вандализма и катая по улицам горящие бочки. Позднее традиции Хэллоуина объединили разведение костров, попрошайничество и шалости.
Первые переселенцы из Англии в Новый свет были пуританами и не праздновали Хэллоуин. Но в южных штатах большинство населения оказались католиками или англиканами (последователями англиканской веры, которая содержит некоторые заимствования из католицизма и в целом очень терпима). В ночь на Хэллоуин там устраивали пышные и веселые «игровые вечеринки» с угощениями, рассказыванием историй о привидениях, магии и сверхъестественном, а также гаданием
В 1840-м годам картофельный неурожай увеличил приток ирландских иммигрантов-католиков в США. Как следствие, Хэллоуин в США стал еще более популярным. Наряду с магической составляющей этого праздника в Америку пришел обычай шутить и разыгрывать друг друга.
К началу XX века по всей территории Америки и Канады Хеллоуин превратился в ночь озорства. В то время главным занятием на этот праздник были розыгрыши: деревья соседей обматывали туалетной бумагой, снимали ворота с петель, на крыши затаскивали стог сена% случались и более жестокие розыгрыши — разыгравшиеся компании молодых людей могли выпустить на улицу чужой скот, опрокинуть трамвай или что-то поджечь. Во времена Великой депрессии такие выходки служили способом «выпустить пар».
В конце концов, городские жители и предприниматели решили, что пора менять ситуацию. Чтобы взять под контроль безудержное хулиганство, во многих городах на Хэллоуин начали проводить «альтернативные» парады с угощениями и подарками для детей, которые приходили в костюмах.
Вошло в обычай открывать двери соседским детям в костюмах и раздавать им угощения; взамен дети пели песенки или рассказывали шутки. В магазинах начали продавать готовые костюмы из гофрированной бумаги и картонные маски, но многие люди предпочитали делать наряд своими руками.
Термин trick-or-treat («сладость или гадость», буквально — «шутка/розыгрыш или угощение») пришел в 1920-х годах из Канады. Его начали использовать как соглашение между хозяевами домов и потенциальными вандалами о защите от шалостей за оплату в виде сладостей.
Во время Второй мировой войны из-за продуктовых ограничений в США Хэллоуин упразднили (а в Британии — тем более). Но с приходом эпохи беби-бума обычай «сладость или гадость» стал невероятно популярным. В 60-е годы традиции переодевания в маскарадные костюмы и обхода соседских домов для сбора угощений возродились и закрепились в американской культуре в том виде, в каком мы знаем их сейчас.
Еще в начале 1950-х некоторые продвинутые кондитерские компании начали рекламировать свою продукцию как лакомство для угощения соседских детей. Также на рынке появились первые шоколадные батончики. Зерновые компании начали производить мини-упаковки сладких злаков, которыми тоже можно было угощать детей.
В магазинах начали продавать маскарадные костюмы привидения Каспера, Зорро и ведьм. У этих костюмов было преимущество по сравнению с самодельными нарядами из бумаги — они не загорались, а значит, были безопаснее.
В 70-90-х репутацию Хэллоуина в США несколько подпортили городские мифы о бритвенных лезвиях в яблоках и ядах или наркотиках в конфетах. Хотя эти слухи были выдумкой, люди стали бояться Хэллоуина, не столько из-за его сверхъестественной составляющей, сколько из-за своих соседей, что противоречило духу общности, присущему этому празднику. Из-за опасений по поводу безопасности угощений родители часто проверяли конфеты, выбрасывая все, что было развернуто или выглядело подозрительно.
Кроме того, в 90-х возродились акты вандализма на День всех святых, особенно в Детройте, переживавшем экономический кризис из-за того, что автомобильная промышленность США проиграла в конкурентной борьбе японским автомобилям. Были совершены сотни серьезных поджогов. Примерно тогда же на экраны вышли несколько успешных фильмов ужасов, тематически связанных с Хэллоуином.
Сегодня Хэллоуин — это и крупный бизнес, и большая забава. Костюмам и украшениям для праздника отведены несколько рядов в гипермаркетах. Игрушки-аниматроники — светящиеся, кричащие и двигающиеся фигуры — пришли на смену скелетам из гофрированной бумаги. Люди в США каждый год тратят массу времени и денег на украшение своих дворов и домов, как ради собственного удовольствия, так и для того, чтобы произвести впечатление на ряженых в своем районе.
Читайте также:
Велесова ночь, Хэллоуин, День мертвых: откуда что взялось?
Масленица по-европейски: 5 главных карнавалов мира и в чем их смысл
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…