В 1830 году в Англии по маршруту Ливерпуль-Манчестер прошел первый в мире пассажирский поезд. После чего железнодорожное сообщение стало активно развиваться. Жители Европы оценили преимущества инфраструктурного новшества. Среди них были и те, кто хотел путешествовать по железной дороге красиво, дорого и с комфортом.
А в 1883-м респектабельные европейцы получили то, о чем мечтали: Восточный экспресс – уникальный поезд класса люкс.
Экспресс предлагал фантастический вояж через красивейшие города Европы, вплоть до жемчужины Западной Азии – Константинополя (Стамбула).
История этого комфортабельного состава началась несколько раньше. Идея его создания посетила в 1870-е годы молодого бельгийца, инженера Жоржа Нагельмакерса. Это случилось после его путешествия в Америку, где он насмотрелся на продвинутую систему железнодорожного сообщения и шикарные вагоны, которые в Штатах в те годы уже вовсю бегали по рельсам.
В 1872 г. Нагельмакерс активно занялся развитием сети спальных поездов в Европе. В них пассажиры должны были чувствовать себя, как в фешенебельной гостинице.
Вместе с американским инвестором Уильямом д’Альтоном Манном он основал первую компанию спальных вагонов. Ее первый состав отправился по маршруту Париж-Вена уже в 1874-м. Правда, поезду было еще далеко до уровня будущего Восточного экспресса, который описали в своих произведениях Агата Кристи, Эрнест Хемингуэй, Грэм Грин, Владимир Набоков и другие литераторы.
Но не прошло и девяти лет, как европейские аристократы, коронованные особы и публичные личности получили возможность путешествовать первым лакшери-поездом.
4 октября 1883 года он отправился в свое первое путешествие с Восточного вокзала Парижа до Стамбула. И хотя в дороге пассажир проводил около 80 часов, поезд на тот момент признали самым быстрым.
А главное, он олицетворял успех и сбывшуюся мечту.
Сперва состав ходил через Париж, Вену, Будапешт, Бухарест и некоторые другие города Европы. А после открытия туннеля Симплон между Италией и Швейцарией в 1906 г. поезд смог курсировать через Венецию. В честь этого он даже получил новое название: Venice Simplon-Orient-Express.
Ну а компания, созданная Жоржем Нагельмакерсом, которая посвятила свою деятельность спальным вагонам, вдохновилась головокружительной популярностью самого лучшего поезда Европы. И начала строить во всем мире роскошные отели для пассажиров Восточного экспресса.
Золотой век этого поезда-праздника пришелся на 1920-е. Тогда проехаться в комфорте через всю Европу стремились все знаменитости.
Идея объединения Европы посредством железной дороги пришлась по душе и прогрессивному лидеру Турции Ататюрку, возглавившему страну в 1923 году.
Вторая мировая война положила конец триумфу Восточного экспресса. Интересно, что часть вагонов, которые в условиях войны были никому не нужны, после нее удалось восстановить.
В 1945 году компании Simplon-Orient-Express и Arlberg-Orient-Express попытались возродить движение по знаменитому пути. Однако в послевоенных условиях это оказалось не кстати. Восточный экспресс в этот период не был востребован, как раньше. И люксовые поезда на маршруте пришлось заменить на составы эконом-класса.
Попытки пустить через города Европы фешенебельные поезда под шапкой Восточного экспресса систематически повторялись. Турфирмы возобновляли некоторые исторические маршруты экспресса. В 1977-м вновь появился подобный состав, который шел из Парижа в Стамбул.
В 2009 году богатые европейцы на некоторое время загрустили: Восточный экспресс вывели из системы железнодорожного движения. Но ненадолго.
Вскоре у известного состава появилось несколько преемников. Создатели этих поездов постарались в мелочах воспроизвести сервис, комфорт и атмосферу легендарного поезда.
Лучше всего это удалось в коммерческом составе с историческим названием Venice Simplon-Orient-Express (VSOE). Он состоит из прекрасно отреставрированных вагонов 1920-х, 1930-х и 1950-х годов.
Поезд курсирует с марта по ноябрь по разным маршрутам. В том числе по короткому – Париж-Лондон. Состоятельные персоны могут также путешествовать между Венецией, Парижем, Веной и Лондоном.
А вот на поезд, который идет по классическому и самому востребованному маршруту Париж-Стамбул, билеты нужно бронировать задолго до даты отправления. Дело в том, что этот состав ходит лишь один раз в год.
Этот поезд – в большей мере легенда, бренд, а не просто транспорт для путешествий.
Девиз Восточного экспресса с первых дней его существования: комфорт превыше всего!
Еще в 1880-х, в начале курсирования самого первого люксового поезда, его руководство наняло для составления меню и приготовления блюд шеф-повара из парижского отеля «Ритц». Оформлением шикарных интерьеров занимались лучшие дизайнеры того времени, а удобствами и технической оснащенностью состава – высококлассные инженеры.
В убранстве купе использовали красное дерево, горный хрусталь и дорогой итальянский бархат.
Современных пассажиров Восточного экспресса холят и лелеют, как и положено в этом поезде изначально. Сегодня здесь работают три роскошных ресторана с авторским художественным оформлением в разных стилях.
Кухня Восточного экспресса, как всегда, – на уровне лучших мишленовских заведений.
Купе здесь рассчитаны на одного-двух пассажиров. В каждом есть свой туалет и ванная с горячей и холодной водой.
За путешествие по недлинному маршруту, например, Лондон-Венеция, пассажиру надо будет заплатить 1,5 тыс. долларов и больше. Однодневная поездка из Парижа в Верону или Венецию стоит от $3 тыс.
Тогда как проезд из Парижа в Стамбул (три ночи пути) обойдется в $15 тыс. и больше. Стоимость самых дорогих билетов может достигать $47 тыс.
Цена зависит от типа купе. Самый дорогой вариант – купе класса Grand Suites.
В этом поезде хранят традиции прошлого. В течение дня дресс-код как для мужчин, так и для женщин – элегантно-повседневный. На ужин мужчинам полагается надевать костюм с галстуком, а женщинам – вечерний наряд.
Люди, путешествующие Восточным экспрессом, любят выглядеть на миллион. Ведь такая поездка – настоящий праздник гламура.
Отправления, остановки и прибытия в пункт назначения, как и более ста лет назад, привлекают желтую прессу. На перроне, как когда-то, можно встретить монарших особ, политиков и звезд.
Этот состав неофициально называют поездом монархов. На нем перемещались по Европе император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I, король Бельгии Леопольд II, царь Болгарии Фердинанд I, королева Великобритании Елизавета II.
Болгарский правитель, к слову, сам руководил составом как машинист, когда поезд проезжал по его стране.
Холодной зимой 1929-го Восточный экспресс на пять дней попал в плен снежной бури в турецких горах. Несколько человек осмелились выйти на охоту с револьверами, чтобы добыть еду. В результате пассажиры не остались голодными: им приготовили на ужин волчье мясо.
Респектабельный состав не миновали катастрофы, каким бы надежным ни считался Восточный экспресс. К примеру, в 1919-м из-за задержки поезда в одном из пунктов на него наехал локомотив. Погибло около 60 человек.
В 1921 году Восточный экспресс сошел с рельсов в Румынии. В 1957-м состав столкнулся с пригородным поездом в Стамбуле. Погибло 95 человек, а 150 были ранены.
В этом поезде в разное время путешествовали выше упомянутый Ататюрк, Жюль Верн, Мата Хари, Шарль де Голль, Жан Маре. И, конечно, Агата Кристи, написавшая свой детективный роман «Убийство в Восточном экспрессе» в 1933 году.
К слову, в Стамбуле с 1895 года существует отель Pera Palace Jumeirah. Ныне это – пятизвездочная гостиница. Именно здесь Агата Кристи написала роман, благодаря которому о Восточном экспрессе сегодня знает каждый.
Фото: Depositphotos
Читайте также:
Новый экспресс Мадрид-Барселона и другие самые быстрые поезда мира
Эко-отель на рельсах: Франция запустит ночные поезда по Европе
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…