• Восточный экспресс: культовый поезд, на котором путешествуют и сегодня.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Лайфстайл
    Среда, 17 ноября 2021

    Восточный экспресс: культовый поезд, на котором путешествуют и сегодня

    Восточный экспресс (Orient-Express), без преувеличения, самый знаменитый пассажирский поезд в истории. Многие знают о нем по художественной литературе. Но мало кому известно, как появился этот состав, что с ним случилось потом и можно ли путешествовать на нем сегодня.

    В 1830 году в Англии по маршруту Ливерпуль-Манчестер прошел первый в мире пассажирский поезд. После чего железнодорожное сообщение стало активно развиваться. Жители Европы оценили преимущества инфраструктурного новшества. Среди них были и те, кто хотел путешествовать по железной дороге красиво, дорого и с комфортом.

    А в 1883-м респектабельные европейцы получили то, о чем мечтали: Восточный экспресс – уникальный поезд класса люкс.

    Экспресс предлагал фантастический вояж через красивейшие города Европы, вплоть до жемчужины Западной Азии – Константинополя (Стамбула).

    Восточный экспресс. Как это было

    История этого комфортабельного состава началась несколько раньше. Идея его создания посетила в 1870-е годы молодого бельгийца, инженера Жоржа Нагельмакерса. Это случилось после его путешествия в Америку, где он насмотрелся на продвинутую систему железнодорожного сообщения и шикарные вагоны, которые в Штатах в те годы уже вовсю бегали по рельсам.

    В 1872 г. Нагельмакерс активно занялся развитием сети спальных поездов в Европе. В них пассажиры должны были чувствовать себя, как в фешенебельной гостинице.

    Вместе с американским инвестором Уильямом д’Альтоном Манном он основал первую компанию спальных вагонов. Ее первый состав отправился по маршруту Париж-Вена уже в 1874-м. Правда, поезду было еще далеко до уровня будущего Восточного экспресса, который описали в своих произведениях Агата Кристи, Эрнест Хемингуэй, Грэм Грин, Владимир Набоков и другие литераторы.

    Но не прошло и девяти лет, как европейские аристократы, коронованные особы и публичные личности получили возможность путешествовать первым лакшери-поездом.

    4 октября 1883 года он отправился в свое первое путешествие с Восточного вокзала Парижа до Стамбула. И хотя в дороге пассажир проводил около 80 часов, поезд на тот момент признали самым быстрым.

    А главное, он олицетворял успех и сбывшуюся мечту.

    Сперва состав ходил через Париж, Вену, Будапешт, Бухарест и некоторые другие города Европы. А после открытия туннеля Симплон между Италией и Швейцарией в 1906 г. поезд смог курсировать через Венецию. В честь этого он даже получил новое название: Venice Simplon-Orient-Express.

    Фото: Depositphotos

    Ну а компания, созданная Жоржем Нагельмакерсом, которая посвятила свою деятельность спальным вагонам, вдохновилась головокружительной популярностью самого лучшего поезда Европы. И начала строить во всем мире роскошные отели для пассажиров Восточного экспресса.

    Золотой век этого поезда-праздника пришелся на 1920-е. Тогда проехаться в комфорте через всю Европу стремились все знаменитости.

    Идея объединения Европы посредством железной дороги пришлась по душе и прогрессивному лидеру Турции Ататюрку, возглавившему страну в 1923 году.

    Период невостребованности

    Вторая мировая война положила конец триумфу Восточного экспресса. Интересно, что часть вагонов, которые в условиях войны были никому не нужны, после нее удалось восстановить.

    В 1945 году компании Simplon-Orient-Express и Arlberg-Orient-Express попытались возродить движение по знаменитому пути. Однако в послевоенных условиях это оказалось не кстати. Восточный экспресс в этот период не был востребован, как раньше. И люксовые поезда на маршруте пришлось заменить на составы эконом-класса.

    Попытки пустить через города Европы фешенебельные поезда под шапкой Восточного экспресса систематически повторялись. Турфирмы возобновляли некоторые исторические маршруты экспресса. В 1977-м вновь появился подобный состав, который шел из Парижа в Стамбул.

    В 2009 году богатые европейцы на некоторое время загрустили: Восточный экспресс вывели из системы железнодорожного движения. Но ненадолго.

    Фото: Рinterest

    Можно ли сегодня путешествовать в Восточном экспрессе?

    Вскоре у известного состава появилось несколько преемников. Создатели этих поездов постарались в мелочах воспроизвести сервис, комфорт и атмосферу легендарного поезда.

    Лучше всего это удалось в коммерческом составе с историческим названием Venice Simplon-Orient-Express (VSOE). Он состоит из прекрасно отреставрированных вагонов 1920-х, 1930-х и 1950-х годов.

    Фото: Рinterest

    Поезд курсирует с марта по ноябрь по разным маршрутам. В том числе по короткому – Париж-Лондон. Состоятельные персоны могут также путешествовать между Венецией, Парижем, Веной и Лондоном.

    А вот на поезд, который идет по классическому и самому востребованному маршруту Париж-Стамбул, билеты нужно бронировать задолго до даты отправления. Дело в том, что этот состав ходит лишь один раз в год.

    Чем так заманчив вояж в Восточном экспрессе?

    Этот поезд – в большей мере легенда, бренд, а не просто транспорт для путешествий.

    Девиз Восточного экспресса с первых дней его существования: комфорт превыше всего!

    Еще в 1880-х, в начале курсирования самого первого люксового поезда, его руководство наняло для составления меню и приготовления блюд шеф-повара из парижского отеля «Ритц». Оформлением шикарных интерьеров занимались лучшие дизайнеры того времени, а удобствами и технической оснащенностью состава – высококлассные инженеры.

    В убранстве купе использовали красное дерево, горный хрусталь и дорогой итальянский бархат.

    Современных пассажиров Восточного экспресса холят и лелеют, как и положено в этом поезде изначально. Сегодня здесь работают три роскошных ресторана с авторским художественным оформлением в разных стилях.

    Фото: Рinterest

    Кухня Восточного экспресса, как всегда, – на уровне лучших мишленовских заведений.

    Фото: Рinterest

    Купе здесь рассчитаны на одного-двух пассажиров. В каждом есть свой туалет и ванная с горячей и холодной водой.

    Сколько стоит билет на Восточный экспресс?

    За путешествие по недлинному маршруту, например, Лондон-Венеция, пассажиру надо будет заплатить 1,5 тыс. долларов и больше. Однодневная поездка из Парижа в Верону или Венецию стоит от $3 тыс.

    Тогда как проезд из Парижа в Стамбул (три ночи пути) обойдется в $15 тыс. и больше. Стоимость самых дорогих билетов может достигать $47 тыс.

    Цена зависит от типа купе. Самый дорогой вариант – купе класса Grand Suites.

    Фото: Depositphotos

    Что надевают в Восточном экспрессе?

    В этом поезде хранят традиции прошлого. В течение дня дресс-код как для мужчин, так и для женщин – элегантно-повседневный. На ужин мужчинам полагается надевать костюм с галстуком, а женщинам – вечерний наряд.

    Люди, путешествующие Восточным экспрессом, любят выглядеть на миллион. Ведь такая поездка – настоящий праздник гламура.

    Отправления, остановки и прибытия в пункт назначения, как и более ста лет назад, привлекают желтую прессу. На перроне, как когда-то, можно встретить монарших особ, политиков и звезд.

    Фото: Рinterest

    Интересные факты о Восточном экспрессе

    Этот состав неофициально называют поездом монархов. На нем перемещались по Европе император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I, король Бельгии Леопольд II, царь Болгарии Фердинанд I, королева Великобритании Елизавета II.

    Болгарский правитель, к слову, сам руководил составом как машинист, когда поезд проезжал по его стране.

    Холодной зимой 1929-го Восточный экспресс на пять дней попал в плен снежной бури в турецких горах. Несколько человек осмелились выйти на охоту с револьверами, чтобы добыть еду. В результате пассажиры не остались голодными: им приготовили на ужин волчье мясо.

    Респектабельный состав не миновали катастрофы, каким бы надежным ни считался Восточный экспресс. К примеру, в 1919-м из-за задержки поезда в одном из пунктов на него наехал локомотив. Погибло около 60 человек.

    В 1921 году Восточный экспресс сошел с рельсов в Румынии. В 1957-м состав столкнулся с пригородным поездом в Стамбуле. Погибло 95 человек, а 150 были ранены.

    В этом поезде в разное время путешествовали выше упомянутый Ататюрк, Жюль Верн, Мата Хари, Шарль де Голль, Жан Маре. И, конечно, Агата Кристи, написавшая свой детективный роман «Убийство в Восточном экспрессе» в 1933 году.

    К слову, в Стамбуле с 1895 года существует отель Pera Palace Jumeirah. Ныне это – пятизвездочная гостиница. Именно здесь Агата Кристи написала роман, благодаря которому о Восточном экспрессе сегодня знает каждый.

    Фото: Depositphotos

    Читайте также:

    Новый экспресс Мадрид-Барселона и другие самые быстрые поезда мира

    Эко-отель на рельсах: Франция запустит ночные поезда по Европе

    Европа возрождает сеть ночных поездов