Вторник, 3 сентября 2019
15 октября 2018 года украинский путешественник и основатель travel-сообщества One Life Артемий Сурин отправился в путь. Чтобы осуществить свою детскую мечту и объехать весь мир. Спустя 280 дней он вернулся, и мы расспросили Артемия, тяжело ли преодолеть 100 тысяч километров без перелетов, во сколько ему обошлась кругосветка и когда выйдет книга «Большой круг».
Артемий, вы стали первым украинцем, который совершил кругосветное путешествие по канонам Лондонского королевского географического общества, посетил все шесть континентов без авиаперелетов, снял это приключение на дрон и побывал на самом отдаленном от всех континентов острове — Питкэрн. Каково это — быть обладателем четырех рекордов Украины?
Очень приятно, потому что я не ожидал, что эти рекорды будут зафиксированы прямо в момент моего прибытия в Украину. Сразу несколько из них претендуют на то, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. И самые высокие шансы, пожалуй, у рекорда, касающегося съемки дроном. Ведь это первая в мире кругосветка, полностью снятая дроном. Раньше никто этого не делал, поскольку эта технология начала развиваться относительно недавно. К тому же кругосветное путешествие по канонам Лондонского географического общества не пользуется большой популярностью.
В рамках кругосветки вы посетили 41 страну. Какая из них удивила вас больше всего и стала настоящим открытием?
Безусловно, мне попадались многие города, интересные с исторической и архитектурной точки зрения. Но главным открытием для меня в этом путешествие стали природные чудеса. И должен заметить, что самые красивые места находятся там, где очень мало людей либо где их нет совсем. Первой такой точкой на моем пути была пустыня Сахара, которая поразила необъятными просторами и тотальной тишиной. Я никогда прежде такого не испытывал. Даже где-то на природе, вдали от города есть какие-то звуки: шелест травы, пение птиц, шум воды. А здесь ничего, абсолютная тишина. К тому же в ту ночь была полная Луна, что только подчеркнуло красоту этого момента. Ночь в пустыне была одним из самых сильных впечатлений за всю кругосветку.
Если говорить о странах, то это был Эквадор. Я делал ставку на Колумбию, но там оказались очень плохие дороги, что в итоге испортило впечатление — мы ведь передвигались на автомобиле. Кроме того, там энергия совсем другая. Когда ты из одной страны в другую передвигаешься по земле или по воде, то чувствуешь разницу между ними на более тонком уровне. И если в Колумбии более темное, низкое энергетическое поле, то в Эквадоре, наоборот, очень светлая и позитивная атмосфера. Это подкупает.
Также впечатлил Пакистан. О нем существует много мифов и клише, но на самом деле это очень красивая страна. К тому же именно там живет народ долгожителей хунза. С его представителями мне тоже удалось пообщаться. Они живут на стыке трех горных систем, фактически в изоляции, что позволило им сохранить свой уникальный образ жизни и культуру.
Удивила также Австралия — не только природными красотами и пляжами, но и хорошо развитой инфраструктурой. Я проехал по ней около 5-6 тысяч километров и убедился в том, что там все продумано до мелочей. Австралия — это, на мой взгляд, эталон страны, в которой приятно, удобно и безопасно жить.
Многие кадры для своих влогов вы снимали дроном. С одной стороны, это то, что помогло вам сделать потрясающие кадры с высоты, а с другой — то, из-за чего вас арестовали в Иране. Была ли у вас мысль, что вас на самом деле могут приговорить к пожизненному заключению?
Конечно. Угроза была более чем реальной. Когда ты находишься в тюрьме в Иране и суд признает тебя виновным в шпионаже, радужных мыслей не возникает. И меня спас только самонастрой. Я заставлял себя верить в то, что все будет хорошо. Все равно все будет хорошо.
У меня было разрешение на съемку дроном, я не сделал ничего плохого, не проник на запрещенную территорию, не снял секретный объект. Просто оказался в неправильное время в неправильном месте. Иран сейчас находится на пороге войны со Штатами, и эта истерия внутри страны сыграла со мной злую шутку. Поэтому, когда меня арестовали, никто не хотел разбираться, прав я или нет, есть факт преступления или нет. Я просто стал заложником ситуации и на личном опыте убедился, что существуют такие бесчеловечные законы.
Сейчас, находясь в безопасности, дома, как вы считаете, был ли ваш риск оправданным?
С одной стороны, та цена, которую я заплатил, была слишком высокой. Я бы никогда не пошел на такой риск сознательно. С другой стороны, все было сделано по закону. Я на всех континентах снимал дроном, в том числе в Антарктиде, и все было хорошо. Поэтому я был уверен, что письменное разрешение дает мне право на съемку в Иране. Но по факту оказалось, что нет.
Ни в Иране, ни в одной другой стране я специально на неприятности не нарывался. Наоборот, вел себя максимально дружелюбно и уважительно. И если бы ни этот инцидент, то я мог бы с уверенностью сказать, что мир безопасен и открыт. Это было одним из главных моих откровений в этом путешествии: если ты настроен положительно, улыбаешься, то и к тебе будут относиться так же.
Специально для кругосветки вы открыли канал на YouTube — «Большой круг», где выкладывали видеоотчеты о своем путешествии. Но крайнее видео о круизе через Атлантический океан. Будет ли продолжение истории?
Продолжение обязательно будет. Материал есть, и я думаю, что скоро видео начнут выходить со скоростью конвейера.
Изначально мы планировали выкладывать ролики на ходу, буквально через день-два после съемки. Но это оказалось большой ошибкой стратегического планирования. Поскольку для этого нужно было снимать по 6-8 часов в день, писать сценарии, формировать техническое задание, записывать закадровый текст и несколько раз вносить правки в смонтированный ролик. На каком-то этапе мне пришлось выбирать — либо делать влоги, либо двигаться дальше. И я понял, что главной моей целью является путь, сама кругосветка. Поэтому развитие YouTube-канала я поставил на паузу и отправился дальше осуществлять свою детскую мечту.
Вы также говорили, что собираетесь написать книгу о кругосветке. Когда ее можно будет увидеть на полках магазинов?
Да, книгу я тоже планирую написать. Для этого я специально ежедневно делал заметки в блокноте и перед сном записывал свои впечатления на видео. Но, для того чтобы оформить все в полноценную книгу, нужно уехать из Киева. Скорее всего, я недели на три уеду в Карпаты, чтобы остаться наедине со своими мыслями и усердно поработать. Очень надеюсь, что в конце этого года или в начале следующего книга уже выйдет.
Вопрос, который волнует всех: сколько стоит кругосветка?
Изначально я планировал, что она обойдется мне в 100 тысяч долларов. Но тут, как и с ремонтом, никогда не угадаешь. Планируешь одно, а получается совершенно другое. И стоимость моей кругосветки тоже выросла примерно на 30-40%.
Но существует несколько способов значительно сократить расходы. Во-первых, необязательно совершать кругосветку по нормам Лондонского географического общества, поскольку это действительно непросто. Ты должен начать и закончить свой путь в одной и той же точке, пересечь все меридианы, посетить все континенты, включая очень дорогую Антарктиду, дважды пересечь экватор, а расстояние от самой северной до самой южной точки твоего пути должно быть не менее 10 тысяч километров. Делать такой большой круг интересно, тем более без перелетов, но не всем это подойдет. Переплывать океаны, например, достаточно сложно, а из-за ограниченного количества предложений еще и дорого.
Второй способ существенно сэкономить на кругосветке — это отказаться от профессиональной съемки видео. В моем случае на реализацию этой задачи ушло около 40% от общего бюджета. Первые несколько недель я ехал с режиссером, а это гонорар, проживание и другие расходы, а затем в течение нескольких месяцев – с оператором, который учил меня самостоятельно снимать travel-влоги. Кроме того, я приобрел кучу техники: несколько дронов, объективы, штативы, сами камеры. Если от этого отказаться или хотя бы не снимать все так профессионально, то можно значительно сократить свои расходы.
Третий момент, позволяющий сэкономить, — это время. Если вы не ограничены 9 месяцами, то можно ждать более выгодные варианты по передвижению и останавливаться в хостелах или даже в палатках. Мне эти варианты не подходили, поскольку мне нужна была отдельная комната, где бы я мог записать видеодневник и зарядить все свои камеры. Но мне кажется, что если отказаться от профессиональной съемки, выделить больше времени и жить в более скромных условиях, то кругосветное путешествие, даже без перелетов и с посещением всех континентов, можно совершить за 30-35 тысяч долларов.
Одной из задач вашего путешествия было узнать, о чем мечтают люди по всему миру. Что вам чаще всего отвечали на этот вопрос?
Это был один из самых главных инсайтов кругосветки. Поскольку в этом путешествии я осуществлял свою детскую мечту, то мне хотелось узнать, о чем мечтают люди во всем мире. Нам ведь навязывают мысль о том, что мы все разные, что между нами очень много различий в зависимости от того, где и в каких условиях мы выросли. И, встречая на своем пути людей с разным цветом кожи, разрезом глаз, мировоззрением и менталитетом, я тоже думал о том, насколько же мы не похожи. Но на самом деле это не так.
Я задавал вопрос, о чем они мечтают, всем, кого встречал на своем пути, и оказалось, что все хотят примерно одного и того же. Будь то водитель автобуса, миллиардер, бездомный, полицейский, индеец, африканец, австралиец или представитель какого-то островного племени, все называли три-пять вещей. Независимо от происхождения и образа жизни люди мечтают о здоровье, семье, любви, самореализации и путешествиях. Это стало для меня настоящим открытием.
Чего вам больше всего не хватало в кругосветном путешествии?
Не хватало родных. Благо моя любимая женщина Маруся три раза ко мне присоединялась. Это очень помогало мне находить силы, чтобы продолжать свой путь. И в целом я считаю, что поддержка родных, семьи для человека, решившего совершить столь длительное путешествие, очень важна.
Если говорить о каких-то материальных вещах, то скучал по украинской кухне и страшно хотелось томатного сока. И когда меня накормили борщом в иранском посольстве, мне показалось, что это лучшее блюдо на свете.
Вы взяли с собой в кругосветку украинский флаг и рассказывали людям из разных стран, откуда вы и где находится Украина. Много мест в мире, где о нас никогда не слышали?
Вы знаете, нет. Не припомню таких мест. О нас слышали даже в самых отдаленных уголках земли, что мне лично было очень приятно узнать. Некоторые уточняли, где находится Украина, Европа ли это, но такого, чтобы вообще не слышали, не было. При этом почти у всех о нашей стране сложилось положительное представление. Если раньше, лет 10 назад, были какие-то негативные стереотипы, что в Украине опасно, неинтересно и холодно, то сейчас ситуация изменилась. И я считаю, что это задача каждого путешественника — формировать положительный имидж Украины за рубежом.
Я недавно услышал такую цитату, что представление о стране формируется в барах. И это правда. Когда ты сидишь и общаешься с местными, то это отличная возможность узнать обо всем из первых уст. Поэтому я всегда рассказываю иностранцам, какая Украина богатая, красивая, безопасная и вкусная страна. У нас есть все, чтобы привлечь толпы туристов. Не хватает только качественного промо, маркетинга. Все алгоритмы уже есть, и они понятны. Бери и делай. Украина достойна того, чтобы быть любимой точкой на карте путешественников со всего мира.
Какие три главных открытия вы для себя сделали в кругосветке о мире, о людях и о путешествиях?
Я отправлялся в кругосветку сразу с несколькими запросами. Первый — это я хотел понять, насколько большая наша Земля. Если задуматься о том, что кругосветное путешествие занимает 280 дней непрерывного пути, то, конечно, кажется, что наша планета огромная. В то же время она очень компактная. Ведь все эти далекие дали вроде Полинезии, Антарктиды, Новой Зеландии и Австралии идут одна за другой. И когда ты переезжаешь из одного места в другое, то прямо на твоих глазах меняется ландшафт, природа, климат и люди. И как бы банально это ни звучало, но я действительно осознал, что Земля — это единый организм, цельная система и что все мы на нее влияем самым непосредственным образом.
Второй мой вопрос касался людей. Мне было интересно понять, кого больше — добрых или злых. И в итоге я пришел к выводу, что человек по природе своей добрый. Мы все стремиться испытывать положительные эмоции и быть в любви. Конечно, есть разные обстоятельства, жизненный опыт, кто-то в религии радикален, кто-то в политических взглядах, но всем одинаково нравится чувствовать любовь. Это наше естество. Где бы я ни был, мне всегда отвечали улыбкой на улыбку и оказывали помощь, если она была мне нужна. И это очень вдохновляет.
И третий вывод, который я сделал, — это то, что сейчас совершать подобные путешествия как никогда легко. Конечно, такой формат подходит не всем: 280 дней в пути утомляет и физически, и морально. Многим подходят более короткие и легкие поездки — и это тоже интересно. Но для меня путешествия являются настоящей страстью. И мне приятно осознавать, что сейчас они доступны. Мир никогда еще не был так открыт, как сейчас. Развиваются технологии, открываются границы, появляются новые возможности. И сегодня, чтобы путешествовать, необходимо всего три вещи: паспорт, смартфон и кредитная карта. Одежда, экипировка, снаряжение и гаджеты — это уже второстепенное. Никогда не будет идеальных условий, всегда будут какие-то препятствия. Но если вы мечтаете объехать весь мир и по-настоящему горите этой идеей, то сделайте первый шаг к ее реализации прямо сейчас. Когда ты начинаешь свой путь, Вселенная делает все, чтобы у тебя получилось. Теперь я точно это знаю.
Фото: Facebook/artsurin
Читайте также:
$100 000 на детскую мечту: интервью с украинцем, который отправился в кругосветное путешествие
Желающие приглашаются в годовую кругосветку с зарплатой
Как спланировать экстремальное путешествие: интервью с travel-блогером Аленой Куклевой