Вторник, 22 ноября 2016
Помнится, в далеком 1986 у нас был семейный выезд на море. На Азовское. В те времена туда еще ездили отдыхать. По путевке с маминой работы. И вот, постандартной программе курортников, мы всей семьей (мама, папа, я и брат, которому на тот момент было 3) решили покататься на прогулочном катере. Это был традиционный сезон отпусков, катер на прогулку набрался под завязку и, когда мы отчалили от причала и вышли на хоть какую-то не-мель, катер, как и положено, начало слегка покачивать. Мой брат, не готовый пока к роли морского волка, выбежал на палубу, где стоял, кажется, липовый штурвал (управлялся катерок все ж из рубки), обхватил насколько позволял охват рук ствол штурвала и, что было мочи, начал орать «мама, держи корабль!». Слышали все. Отдыхающие катились со смеху: ситуация комична и так, плюс, вот это вот убеждение ребенка, что маме под силу и катер на воде остановить. К нам вышел капитан: с братом потусить, в рубку сводить, наша семья естественно не осталась без внимания. С тех пор эта история обросла кучей деталей, «мама, держи корабль» в нашей семье стало чем-то вроде крылатой фразы, брат вырос, сильно, и кажется не против на воде на любом транспортном средстве покататься. Мой же опыт морских прогулок и путешествий ограничивался как раз традиционными прогулочными катерами или катанием на яхте. Во всяком случае, так было до июля 2016.
Летом 2016 мы отправились в Исландию. По морю, вернее, океану. Из Дании. Эта прогулка длиной в 2 с половиной сутки стала новым опытом путешествий для меня.
Итак, знакомьтесь: паром «Норрона», официально зарегистрирован на Фарерских островах, два раза в неделю выполняющий маршрут из датского порта Хиртхалс в исландский порт Сейгесфьордур. Соответственно два раза в неделю следующий и в обратном направлении. В одну из двух поездок в неделю «Норрона» делает остановку на тех же Фарерских островах, вторую поездку плывет без остановок.
«Норрона» — единственный паром такого размера, курсирующий по такому маршруту.
Учитывая краткосрочность туристического сезона в Исландии и на Фарерах, билеты на паром раскупаются за несколько месяцев до поездки. Особенно, это стоит учитывать, если вы планируете отправиться в это путешествие со своей (или арендованной) машиной.
Мы уехали путешествовать в Европу на своем авто вначале лета и планировали на нем же объехать Исландию. Так и появилась идея в Исландию приплыть, захватив с собой свою машинку, а не прилететь.
Цена билета на «Норрону» складывается и сильно варьируется в зависимости от целого ряда факторов, разброс между самым базовым и самым дорогим вариантом огромен. Примерно, следующее «мелочи» будут влиять на стоимость поездки:
1) вы путешествуете просто пассажирами или перевозите и свой автомобиль:
— если есть авто – какого размера? Я при погрузке на паром обалдела, увидев, какие машины в паром заезжают: от многотонных грузовиков, до автобусов, автодомов, очень популярны внедорожники (все ж в Исландию плывем), легковушки самых разных размеров, байкеры. «Норрона» в одну поездку во время сезона перевозит порядка 600-700 транспортных средств за раз,
— со своей машинкой вы плывете до Исландии или до Фарер?
2) где предпочитаете спать: в собственной каюте (дорого, и их не очень много) или вам достаточно койки в купе:
— если выбираете койку: постель будете покупать? Многие спят в спальных мешках,
— еще цена зависит от того, вы постель заранее заказали, или уже погрузившись на корабль,
3) как хотите питаться: можно взять вариант питания «все включено» (мы этого не знали, но еда по этому сценарию нам не очень понравилась):
— можно просто взять еду с собой,
— можно питаться в ресторанах, а не в столовке корабля.
Еще вы, наверняка, потратите деньги на бары на корабле, возможно, скупитесь в duty free, или захотите сходить в кино. В любом случае, стоимость такого путешествия будет сильно зависеть от кучи факторов, а сэкономить можно, если более тщательно подготовиться.
Внешне «Норрона» огромна. Это такой монстрик с 10 уровнями палуб, читай, 10 этажами, только высота каждого этажа чуть ниже привычных нам высот, например, в хрущовках. В тех портах, где «Норрона» останавливается, она явно не просто больше остальных кораблей вокруг, она больше вообще всего, нет ни одной многоэтажки или строения выше. «Норрону» невозможно не заметить.
Погрузка на паром начинается за несколько часов до отплытия. Весь транспорт грузится согласно, во-первых, пункту назначения (Исландия, конечная остановка, или Фареры, промежуточная остановка), а во-вторых, согласно размеру. Машины внутри паркуются «дверь к двери», пассажиров просят забрать вещи, необходимые на время путешествия и во время самого пути к машине не спускаться.
Парковка находится на палубах со 2-ой по 5-ую. На 2-ой же палубе и находятся каюты с койко-местами. Это похоже на купе в наших отечественных поездах, только кроватей в каждом купе не 4, как в поезде, а 6. Еще 2 расположены там, где в поезде было бы окно. Единственное отличие от поездов, койко-комнаты разделены по полу, соответственно в моей комнате помимо меня было еще 5 женщин. Я их всех увидела только в день прибытия в порт, в остальное время все занимаются своими делами на верхних палубах, а в комнату приходят только спать. Когда приходила я, мои попутчицы как правило уже спали. Также разделены на мужской и женский и туалетные комнаты, и душевые. В очереди ни туда, ни туда я ни разу не стояла.
Таких комнат достаточно на палубе и всегда можно найти свободную.
На 5-ой, центровой палубе, расположен круглосуточный ресепшен. На этом же этаже находится кинотеатр, основная столовая, магазин duty free и большое кафе, где мы и проводили большую часть времени. Все окна кафе выходят на улицу, так что, если кто мечтал долго посмотреть на океан, пожалуйста, у вас на это есть часов 60.
Вернее, чуть меньше, по ночам ничего не видно, хоть ночи и короткие в это время года. Так что пусть будет часов 40-50 на «посмотреть на океан», поверьте, этого достаточно. В остальное время, пассажиры развлекают себя традиционными занятиями: читают, болтают, изучают карты, планируют маршруты своего грядущего путешествия по Исландии, знакомятся, выпивают, догоняют недосып. При желании, можно сходить в зал или сауну, но этим, кажется, не многие пользуются.
6-ая палуба отведена уже под каюты, плюс, здесь есть два ресторана и бар, который по вечерам оживает благодаря живой музыке. 7-ая и 8-ая палубы — это только каюты. С 8-ой палубы есть выход на улицу, на открытую площадку. Здесь тоже есть бар, утепленный, многие большую часть времени проводят здесь, если не мерзнут.
Опытные путешественники выходят на палубу со своими раскладными стульчиками, пледами, шапками, садятся так, чтоб задувало поменьше, и так проводят время.
Открытая палуба заполняется людьми в момент, когда «Норруна» начинает проходить Фарерские острова. Паром плывет между островами около 2-х часов, иногда, как между фьордами, такие кадры запросто можно потом в фильмах использовать.
Острова безумно красивы, плюс, считаются одним из последних, относительно трудно доступных мест для путешественников. Фотографы остаются на палубе, пока острова окончательно не скроются за горизонтом, а это еще часа полтора-два.
Еще звездное время открытой палубы – закат. В эти часы палуба тоже заполняется людьми. Яркие закаты над открытым океаном, где вокруг часто нет других судов, а океан есть везде, это очень красиво.
Еще мы стали свидетелями того, как на верхнюю палубу (9-ю или 10-ю) приземлился вертолет. Паром при этом не останавливался, вертолет садился и взлетал на ходу (кому-то из пассажиров понадобился врач, и вот за ним прилетели).
У «Норруны» нет отдыха. Прибыв в порт назначения, и выгрузив пассажиров, паром сразу же начинает грузить путешественников, отправляющихся в обратном направлении. Каюты, кафе, рестораны, общие территории убираются, пока пассажиры выгружаются.
Я переживала по поводу морского путешествия, когда мы грузились на паром первый раз. Боялась качки. Но нам повезло с погодой и весь маршрут мы прошли гладко. В обратный путь я отправлялась уже чуть осмелев… качало не сильно и не очень долго, надо было только отплыть подальше от Исландии. Сходя на сушу уже вернувшись в Данию, понимала, что уже скучаю по этому опыту. Это совершенно другой ритм путешествия, и совершенно другой опыт для человека сухопутного. Меня удивляло и поражало все: и то, как люди приручили море, и то, что в морском путешествии тебе доступны те же развлечения, что и на суше, и размер корабля, и как все устроено, и, конечно же, океан, постоянный, даже когда спокойный с виду, ты все равно видишь, какая это мощь, и еще чайки, которых больше чем ближе ты к земле.
У тебя здесь как будто больше свободы, но ограниченной, сойти во время пути не получиться, зато никто не просит пристегнуть ремни, не проверяет, поднял ли ты спинку кресла и отключил ли телефон, и даже в качку ты можешь передвигаться по судну (на свой страх и риск, естественно).
Думаю, моему брату понравилось бы такое путешествие, но на всякий случай, если поплыву когда-нибудь с братом, маму тоже с собой возьмем. Чтобы было кому остановить корабль 🙂
Украинка Лариса Вайпан с мужем Александром путешествуют по миру и уже посетили более 50 стран
Читайте также:
Блог Л.Вайпан Часть 3: Мой Burning Man