Масличная пальма родом из Западной Африки, однако прекрасно растет в любых влажных тропических районах. Поэтлму сейчас ее выращивают в Латинской Америке, Азии и Африке. Спрос на пальмовое масло постоянно растет, из-за чего масличные плантации становятся прибыльным делом для миллионов крупных и мелких сельскохозяйственных компаний. Ради расчистки земли под новые плантации в огромных масштабах вырубают или сжигают тропические леса, как в Амазонии, так и в странах Азии. Из-за этого происходит обезлесение огромных районов, уничтожается среда обитания редких животных, таких, как орангутан, карликовый слон и суматранский носорог, — все они могут вскоре исчезнуть с лица земли. Кроме того, вырубка тропических лесов ускоряет глобальные изменения климата.
Но теперь биотехнологическая промышленность заявляет, что найдено решение: синтетическая альтернатива пальмового масла. Синтетика может заменить натуральное пальмовое масло во всем: от шампуней, мыла, моющих средств и губных помад до пищевых продуктов, таких как фасованный хлеб, печенье, маргарин, мороженое и шоколад.
«За последние 30 лет 50% роста плантаций пальмового масла пришлись на вырубку тропических лесов и осушение торфяников, — говорит Шара Тикку, основатель C16 Biosciences, одной из биотехнологических фирм, создающих синтетическую альтернативу. — Эту проблему мы и пытаемся решить».
Исследования все еще находятся на предкоммерческой стадии. C16 Biosciences, стартап из Нью-Йорка, получил инвестиции в размере 20 миллионов долларов от Breakthrough Energy Ventures, фонда, поддерживаемого Биллом Гейтсом, Джеффом Безосом и Ричардом Брэнсоном.
C16 Biosciences — не единственная организация, которая пытается предложить синтетическую альтернативу. Над аналогичными разработками трудятся в Британском университете Бата и в калифорнийском стартапе Kiverdi. Общим для этих проектов является то, что они используют процесс ферментации, подобно технологиям пивоварения. В C16 Biosciences используют как сырье пищевые отходы, подвергая их брожению с помощью генетически измененных дрожжевых грибков. Дрожжи преобразуют пищевые отходы в продукт, химически очень похожий на натуральное пальмовое масло.
Натуральное пальмовое масло отличается гладкой кремовой текстурой и отсутствием запаха. При комнатной температуре оно доволно густое, а кроме того, обладает естественным консервирующим эффектом, который продлевает срок хранения пищевых продуктов.
Биотехнологи уверены, что все технические проблемы разрешимы. На данный момент в центре внимания C16 Biosciences — создание прототипа синтетического масла и получение отзывов от компаний, которые могут использовать его в своих продуктах. К нему уже проявила интерес немецкая компания Metro Group.
Однако, помимо технологических, предстоит решить еще одну проблему. Синтетическое пальмовое масло в два-три раза дороже, чем его натуральная версия, и это в лучшем случае. В тех областях, где цена важна и является основным фактором, например, в биотопливе и продуктах питания, синтетическая альтернатива будет «продвигаться» с трудом.
К этому добавляется предубеждение потребителей против всего, что содержит ингредиент, полученный путем генетической модификации.
Правда, для косметических продуктов оба соображения — и цена, и использование ГМО в процессе производства — не так важны, и синтетическое масло, скорее всего. сможет конкурировать с натуральным.
Однако Всемирный фонд дикой природы (WWF) сообщает, что во всем мире 70% из 75 миллионов тонн пальмового масла, потребляемого ежегодно, используется как ингредиент пищевых продуктов. По оценкам WWF, к 2050 году глобальное потребление пальмового масла вырастет примерно в 5 раз. И тогда синтетическая альтернатива может лишь незначительно повлиять на мировое производство натурального пальмового масла.
Есть и еще один важный фактор: сопротивление компаний, производящих натуральное пальмовое масло. Сейчас миллионы фермеров и крупных компаний финансово зависят от платнация масличной пальмы. И чтобы спасти тропические леса, придется преодолеть не только подозрения потребителей пищевых продуктов с маркой ГМО, но и экономические войны с транснациональными компаниями.
Как сообщал портал «Вокруг света. Украина», школа на Борнео учит детенышей орангутанов лазать по деревьям. Такие проекты финансируются зоозащитными фондами, чтобы спасти малышей орангутанов, которые потеряли родителей (взрослых орангутанов нередко убивают браконьеры в ходе вырубки лесов).
По материалам ВВС
Читайте также:
Исследование: тропические леса тоже страдают от глобального потепления
За 10 лет крупные бренды вырубили лес на территории размером с Испанию