Художник Грант Вуд (1891 –1942) из штата Айова за свою творческую жизнь создал немало полотен. Но в истории мирового искусства он навсегда остался художником одной картины: «Американская готика». Собственно, она его и прославила.
Успех пришел к Вуду после конкурса в Чикагском институте искусств, где художник представил свое произведение. Живописцу выдали 300 призовых долларов. А картина до сих пор хранится в музейной коллекции института.
Что мы видим на картине «Американская готика» Гранта Вуда?
Когда в 1930 году Грант Вуд посетил городок Элдон в штате Айова, ему на глаза попался небольшой дом с готическим окошком на втором этаже. Возможно, эта особенная деталь и подтолкнула художника к написанию полотна. Он захотел визуально представить, кто мог жить в этом домике с наглухо задернутыми занавесками.
Деревянные дома в стиле плотницкой (или сельской) готики были довольно распространены в провинциальном Новом Свете. Их острые крыши и стрельчатые окна ассоциировались с викторианским консерватизмом и пуританством.
На фоне дома художник изобразил пожилого фермера с вилами и его дочь, старую деву в архаичной одежде. Слегка повернув голову в сторону отца, она глядит на него то ли с досадой, то ли с укором. Волосы стянуты на затылке, из скромной прически выбивается лишь один локон. Отец же буравит зрителя тяжелым взглядом, крепко стиснув вилы. Губы обоих плотно сжаты.
За спинами персонажей можно рассмотреть вазоны с бегонией и сансевиерией (щучьим хвостом): эти растения часто встречались в домах американской провинции. Также позади виднеется красный амбар (такой же был в детстве Вуда), округлые шапки деревьев, шпиль. Форма вил перекликается с рисунком швов на комбинезоне фермера и оконными рамами.
Грант Вуд изобразил то, что хорошо знал. Он часто обращался к сюжетам из жизни глубинки Среднего Запада. Похожих людей в подобных позах и таком же антураже можно было увидеть на фотографиях в каждом доме.
Натурщики
Живописцу позировали его 30-летняя сестра Нэн и его 62-летний стоматолог Байрон Маккиби.
Стоматолог, в жизни человек стеснительный и душевный, был прямой противоположностью фермера-тирана. Но в лице Маккиби было то, за что, как говорят художники, можно зацепиться. Маккиби согласился позировать Вуду лишь в том случае, если на полотне он выйдет неузнаваемым. Но все получилось наоборот. Портретное сходство фермера и натурщика было явным.
Грант Вуд нацепил на нос стоматолога Маккиби очки, похожие на те, что носил отец художника. Они олицетворяли приверженность традиционным ценностям.
Впрочем, подобную смысловую нагрузку несет и платье с передником у фермерской дочери. Однако здесь не обошлось без настоящих семейных раритетов.
Нэн по просьбе брата должна была пришить к переднику белую кайму, которая на тот момент вышла из моды. И женщина отпорола ее от старого маминого платья.
А вот викторианскую камею «Персефона» Грант Вуд купил специально для Нэн. Образ на брошке у него ассоциировался с сестрой.
И она прекрасно вписалась в отведенную ей роль угрюмой, рано увядающей фермерской дочери. Хотя в жизни Нэн была привлекательной и энергичной молодой женщиной. К слову, она обиделась на брата за то, что на картине он ее состарил.
Реакция публики
Вероятно, полотно получилось насквозь американским, раз оно до сих пор не утратило своей популярности.
В 1930 году, после успешного участия в конкурсе, картина попала на страницы газет. Она разгневала многих читателей и неприятно удивила критиков. А одна фермерша даже грозилась откусить Вуду ухо.
Художника обвиняли в том, что он карикатурно изобразил население американской глубинки. Якобы та косность и безысходность, которыми было пропитано это полотно, создавали искаженное мнение о простых тружениках Айовы.
В 1930-е, когда миром правила абстракция, авторскую манеру Вуда немало критиков сочли ну очень уж анахроничной.
Кроме того, в годы ежечасно ускорявшегося технического прогресса вилы на картине выглядели как оплеуха цивилизации.
Некоторые усмотрели в картине намек на неравный брак. После чего Нэн пришлось оправдываться, что на полотне брат изобразил отца и дочь, а не престарелого супруга с молодой женой.
Интересно, что во времена Великой депрессии картину «Американская готика» ни с того ни с сего признали зеркалом американского духа и незыблемых американских ценностей.
А в 1950-е ее вновь стали рассматривать как карикатуру на жизнь американской провинции. Тогда же начали множится и пародии на полотно Вуда.
Это происходило в тех случаях, когда нужно было показать в сатирическом ключе нечто очень американское.
А ведь все началось с того, что художник просто изобразил ту жизнь, которая была ему хорошо знакома. Жизнь, воспоминания о которой пробуждали ностальгию по детству.
Читайте также:
Картина из подвала может оказаться подлинником Рембрандта
Похищенную картину школы Леонардо да Винчи нашли в шкафу спальни
Под картиной «Девушка с жемчужной сережкой» нашли скрытые детали