• Грац: идеальный город, который похож на форму для кекса.Вокруг Света. Украина
    Фото: Владимир Осетинский
    Блоги

    Грац: идеальный город, который похож на форму для кекса

    После огромной Вены Грац кажется слегка расслабленным, но это вовсе не тихий «город-музей», заповедник пенсионеров и туристов: пятая  - и самая заметная - часть его жителей – студенты университетов. 

    Грац — практически идеальный город. В нём нет моря, но зато есть река Мур, очень порожистая здесь и бурная. Он окружен прекрасными горами и похож на форму для выпечки кекса: в центре гора Шлоссберг, на которой раньше возвышалась крепость, а теперь осталась башня с часами, вокруг неё лежащий в низине город, а дальше горы. Австрийцы, признающие настоящими горами только Альпы, утверждают, что вокруг Граца высокие холмы, но для нас-то, жителей плоской степи…

    Фото: Владимир Осетинский

    Исторический центр Граца — под охраной ЮНЕСКО

    Каким-то образом городу удалось сохранить почти нетронутым старый центр. Старинные дома остались во многих местах Европы, но там они стоят среди зданий более поздней постройки. А тут вы попадаете на улицы и площади, застроенные только домами пятнадцатого – восемнадцатого веков. Остаётся сама структура средневекового города: тут нет параллельных и перпендикулярных улиц, они расходятся под самыми разными углами, так что отойдя чуть в сторону от знакомого места, немедленно начинаешь блуждать и заблуждаешься. Спасают ориентиры: река и башня на горе. Центр так велик и хорош, что объявлен ЮНЕСКО всемирным культурным достоянием.

    Фото: Владимир Осетинский

    Это южная Австрия, совсем недалеко Италия, так что германский дух тут сочетается со средиземноморским. После огромной Вены Грац кажется слегка расслабленным, но это вовсе не тихий «город-музей», заповедник пенсионеров и туристов: пятая  — и самая заметная — часть его жителей – студенты университетов. 

    Фото: Владимир Осетинский

    А те современные здания, которые все-таки строят тут, нередко строят лучшие архитекторы мира. Посреди города у реки лежит большое здание Кунстхауза — дома современного искусства. Защитников стилистического однообразия, которых возмущал даже скромный театр, построенный Дроздовым на Андреевском спуске, тут немедленно хватил бы кондратий.

    Фото: Владимир Осетинский

    Новое вступает в драматические отношения со старым, диалог может быть острым спором; живая жизнь предполагает не столько следование «национальным традициям», но разнообразие и спор разных голосов.

    Фото: Владимир Осетинский

    Посреди реки, покрытой пеной из-за порогов, еще одна интересная конструкция: искусственный островок-кафе, соединенный мостами с обеими берегами. А в самом центре, рядом с Оперой – дом, построенный Захой Хадид, фантастический, похожий на странные соты. 

    Грац

    Фото: Владимир Осетинский

    В пределах старого центра трамвай бесплатен: забота об экологии и качестве жизни. Аренда электромобиля стоит четыре евро в час. Всюду прекрасные велосипедные дорожки, казалось бы, рай для велосипедистов – при этом каждую пятницу тут проходят велосипедные марши и прочие акции с требованием расширения их прав (и соответственно, ограничения прав автомобилистов).

    Грац

    Фото: Владимир Осетинский

    Много уличных музыкантов; гораздо больше, чем в Вене. На одной из самых классных улиц старого города сидит дядя с аккордеоном и вдохновенно, прикрыв глаза, играет. Мы его увидели в первый же день, когда шли домой от остановки автобуса из Вены. Тогда он играл танго Пьяццолы, в другие дни – Баха. Оказывается, он из Львова, преподает там музыку, а летом – каждый год с 2002-го – на своей машине приезжает в Грац играть на улице.

    Фото: Владимир Осетинский

    Наши друзья живут в самом центре Граца, в доме XVI века. У дома темно-красный узкий фасад в три окна,  деревянная винтовая лестница; квартира получается трехэтажная: в потолке люк, по лестнице попадаешь в мансарду. Окно кухни выходит на склон красной черепичной крыши соседнего дома, примыкающего к нашему.

    Вылезаешь в окно и оказываешься на узкой площадке между стеной и склоном крыши; хозяева затащили сюда скамейку и устроили несколько ящиков с цветами и один с кустиками помидоров. Сидя на крыше, можно беседовать, пить чай и есть помидоры. Поскольку фасад дома участвует в создании облика города, хозяева не имеют права поменять окна на пластиковые.

    Узкие улицы: когда окна открыты, хорошо видны внутренности квартиры напротив. Понятно другое историческое представление об интимности и личном пространстве: сравни анфилады комнат без дверей во дворцах раннего Нового времени или одну большую кровать в домах простолюдинов.

    Фото: Владимир Осетинский

    Дом стоит на набережной Мура. На углу этой же улочки, совсем рядом – вход во францисканский монастырь. Вдоль его стен – длинная и узкая площадь, вся заставленная столиками уличных кафе. Башня их церкви вместе с великолепной Часовой башней на горе Шлоссберг, у подножия которой лежит город, — две главные вертикали Граца. В семь утра нас будит перезвон колоколов. Точнее, будил: быстро привыкаешь и перестаешь обращать внимание. На нижней набережной рядом с нашим мостом каждый вечер зажигает какая-нибудь группа, молодежь бурно веселится. В 10 вечера железно всё стихает.

    Фото: Владимир Осетинский

    Совсем рядом с ухоженным центром и новым процветающим хипстерским районом – через улицу — «неблагополучный район», тут много иммигрантов и относительно дешевое жилье. Всё те же прекрасные старые дома выглядят грязными и неухоженными, залатанные мостовые, вообще впечатление запустения. В парке проходишь мимо скамеек с группами подростков и слышишь отчетливый запах травы. Впрочем, всё мирно.

    Церкви и соборы Граца

    Церкви в Граце – как всюду в Австрии – или барочные, или «бароккизированные», т.е. были исходно романскими или готическими, а потом их переделали в соответствии с новым представлением о божественном и новыми вкусами. Чтоб вы представили, как выглядит бароккизация, снимал францисканский монастырь и собор св. Эгидия, главный собор города.

    Фото: Владимир Осетинский

    Собор был построен в XV веке в стиле поздней готики, а бароккизирован был, видимо, в XVII веке во время Контрреформации. Т.е. архитектура у него готическая, а вся начинка барочная: пышная, золотая, беломраморная. В Австрии глаз к этому привыкает, но поначалу это кажется ужасно странным.

    Фото: Владимир Осетинский

    Сейчас тут расчищают на стенах и потолке старые готические фрески, замазанные то ли при «бароккизации», то ли в бурные времена Реформации (приходится гадать, нигде не могу прочесть об этом ничего путного).

    Фото: Владимир Осетинский

    В XVII веке возле готического собора был построен барочный Мавзолей императора Фердинанда II.

    ГРац, мавзолей императора Фердинанда

    Фото: Владимир Осетинский

    Рядом монастырь, построенный раньше собора – в конце XIII века, в эпоху крестовых походов.

    Грац монастырь

    Фото6 Влдаимир ОРсетинский

    С тех пор частично бароккизировался, но много – и в архитектуре, и во внутреннем убранстве – осталось от готики.

    Фото: Владимир Осетинский

    В нем – всякие интересные штуки: надгробные и памятные  плиты, вмонтированные в стены коридоров, картины и скульптуры в монастырской церкви и в нишах стен многочисленных переходов. Скульптуры XVII века, но это не пышное, а какое-то народное, наивное барокко, мне очень понравилось. И в центре трехстворчатого алтаря-складеня – Иосиф с младенцем. А распятие в церкви модернистское, сделанное уже после второй мировой.

    Фото: Владимир Осетинский

    Моя любимая церковь Лехкирхе находится за пределами старого города, на улице, ведущей к университету. Это маленькая церковь, построенная в XIII веке, посвященная деве Марии и принадлежавшая Тевтонскому ордену. Готическая и – вообразите – небароккизированная. На фото ее стены, плита в стене и скульптурное изображение девы Марии с младенцем на портале фасада. А потом — фреска внутри церкви, на которой Мария держит на коленях, как ребенка, уже распятого Христа.

    Грац

    Фото: Владимир Осетинский

    Т.е. вот это и есть Мария, которая одновременно и нежная мать младенца, и оплакивающая мать распятого. Офигительная вещь.

    Современное искусство в Граце

    В Граце много современного искусства: тут куча галерей, проводятся фестивали актуального арта и устраиваются всякого рода акции. Может быть, это связано с тем, что в относительно небольшом городе работают целых три университета, причем один из них — Университет музыки и сценических искусств. А может, дело в общем отношении, сильно отличающемся от нашего. 

    Фото: Владимир Осетинский

    Помимо Кунстхауза, есть Новая галерея – большой городской музей современного искусства: два этажа над землёй и два этажа под. Целый этаж посвящен Гюнтеру Брусу, знаменитому венскому акционисту; он родом из Граца, и, похоже, является его главной художественной гордостью.

    Современное искусство живет в Граце не только в галереях и музеях, но и на улицах, причем иногда в очень неожиданных поворотах. Например, мы видели три автомата стихов; они были установлены в рамках акции Культура в общественном пространстве. Первый был переделан из автомата, продающего жвачки, второй – тик-таки, а третий – презервативы. Бросаешь в щель полтинник, выбираешь кнопочкой вид стихов, и выпадает стихотворение в бумажном пакетике. Стихи были разные в разных автоматах. К примеру, в том, что исходно для жвачек, ты мог купить «освежающие», «перехватывающие дыхание» и какие-то там еще. На фото есть такой автомат, можете поразглядывать.

    Грац

    Фото: Владимир Осетинский

    Поначалу думал, что это такой прикол для прикола (или для получения гранта). Постепенно сообразил, что это в самом деле отлично придуманная и работающая вещь. Ты не идешь в магазин и не покупаешь книгу стихов (много ли их сейчас покупают?). И вообще стихи живут не книгами. А поодиночке. Ты проходишь мимо автомата – и вступаешь в игру с реальностью. Бросаешь монету, и автомат выдает тебе случайно выбранное стихотворение неизвестного (скорее всего) тебе автора. Оно совсем небольшое, ты носишь его с собой, несколько раз перечитываешь, обдумываешь, вертишь в голове. Может, стихи так и должны жить.

    Какие коронавирусные ограничения действуют в Австрии?

    В Австрии в разных публичных пространствах действуют разные правила. В общественном транспорте, горных подъемниках, музеях, магазинах, аптеках и прочих подобных местах обязательно нужна маска. Раньше признавали только FFP-2, сейчас расслабились, можно любую. А там, где маска бессмысленна: в кафе (в том числе и открытых) или, к примеру, на пляжах озёр и в открытых бассейнах, — ты должен предъявить свидетельство о том, что вакцинирован, или тестирован, или переболел. Здесь это называется «правило трех G»: все три немецких глагола начинаются на эту букву.

    Вместе и маску, и свидетельство требовали в двух местах: в аэропорте, когда прилетели сюда, и на органном концерте в соборе Граца. На обратном пути в аэропорту Вены нашими свидетельствами никто не интересовался: сваливают, ну и ладно. Зато очень строго на этот предмет всех проверяли украинские пограничники.

    Вообще сопоставление вещь всегда занимательная. Когда мы улетали из Киева в Вену, большая часть публики в самолете привычно сняла маски. Когда летели из Вены, в масках сидели все. Как-то на людей, видно, Австрия действует.

    Все фото автора

    Читайте также:

    Вокруг Бильбао: тихое метро, пустынные пляжи, забавные памятники

    Бильбао: город, который построил хороший мэр