Среда, 1 марта 2017
Начнем с конца.
Разделение на расы
Кейптаун – африканский город для людей цвета белый шоколад. Родившихся светлокожими тут если не большинство, то основная часть. Костяк. Именно они правят бизнесом и работают на высокооплачиваемых работах.
Люди – черный шоколад, как ни прискорбно, но могут рассчитывать лишь на обслуживающую часть работ. Это персонал в отелях, уборщики, официанты. Но такие улыбчивые и милые, что я уж прям и не знаю, кому живется лучше.
Есть, конечно, темнокожие, которые добились профессиональных высот. Но их ооочень мало. И зовутся они кокосами. Хе-хе.
Кроме Кейпа, есть еще тройка городов – крупных гигантов, где все развивается, цветет и пахнет.
Первичные признаки цивилизации
Это у нас нет цивилизации, а в ЮАР идеальные дороги, по 3-4 полосы в каждую сторону. Движение левостороннее, но зато украинские удостоверения водителей тут котируются. В отличие от некоторых стран Европы.
В больших городах: Кейптауне, Йоханнесбурге, Претории – люди не живут. Только работают, гуляют по невероятно красивым набережным Атлантического океана (оооочень холодный он, собакадыка), сидят в кафе-ресторанах. А обитают за городом. Минимум в 10 км.
Домики очень простые, в основном одноэтажные, но очень комфортные. Несколько комнат, две ванны и столовая с кухней. Что-то вроде наших хрущевок.
Есть еще районы для «вечнозагорелокожих». А вот это сараи. Гулять там белому человеку стоит… никогда. Там вас могут и с пистолетом встретить, и по голове чем-то тяжелым огреть, и обокрасть. В любом случае, туристам туда путь закрыт. Мы фото делали лишь издалека.
Жара
На самом деле не так уж и припекает. Из-за океана и восточного ветра духоты нет. Даже очень прохладно бывает. По вечерам я надевала шерстяную кофточку, а порой хотелось и шубку накинуть.
А вот загар липнет, как собака к хозяину с косточкой. Посидели часик на улице в кафе – сгорело полтела. Красная рука, икры и нос. Так что, если не желаете моего шоферско-огородного загара и веснушек по всему телу, мажьте все выпуклые части тела кремом.
Обслуживание
На границе в аэропорту меня встретили улыбкой в 32 зуба (хотя зубки такие белые, что кажется, будто их 52) и словами (цитирую дословно): «Моя любовь, пройдите к этому окошку». Я опешила. Еще раз перевела в голове «My love». Подошла к окошку. Работница на паспортном контроле успела рассказать, что она зла и голодна. Голодна и зла. И ей уже пора домой. Мы хохотали в ответ, от чего она повеселела, но осталась так же голодна.
Ни одного вопроса про «Цель визита» или «Сколько денег везете?». Так приветливо и фривольно меня еще ни на одной границе не встречали.
Ходишь по маркету – все тебе улыбаются, спрашивают, как дела, и говорят, какой ты красивый. И это так искренне звучит, что ты просто не можешь ходить с хмурым лицом.
По уровню приветливости юарцы на первом месте. Далее пробел. И затем идут европейцы.
Кафехи-ресторахи
Цены европейские. Иногда ниже. Например, поужинать в мексиканском ресторанчике – мясное и овощное блюдо, плюс африканское пиво 0,5 л – можно за 300 грн на одного.
На набережной в кафешке заказали большое блюдо с морепродуктами (три королевские креветки, картоха фри, мидии, кальмары, какие-то странные, но вкусные котлетки), которое обошлось нам в 430 грн. Плюс еще устрицы, 6 штук, за 220 грн. Плюс напитки. Общий счет был в 380 рандов. Это гривен 800. А потом официант потребовал (именно потребовал!) 10% на чай. Мы опешили от такой настырности – и дали 12%.
Чай официанту в 10% – обязательное условие. И в туристическом месте с тобой церемониться не станут.
1000 Потемкинских лестниц или «столовка»
В ЮАР находится одно из чудес света – Столовая гора. Название возникло благодаря ее форме, которая напоминает форму стола. Гора эта не самая высокая, но причудливая. Особенно когда над ней висит облако. Смотрится красиво. Но Столовая гора ценна не только как объект любования – на нее еще можно взобраться. Что я и сделала.
Есть несколько троп. Легкая, средне-сложная и сложная. Перед каждым подъемом – табличка с надписью, какой путь вас ожидает и на сколько метров вы поднимитесь. Когда-то, в первой части молодости я ходила в походы – ах, крымские горы! – так что примерно понимала, что меня ждет. Вовремя остановила в себе максималиста, и моя команда путешественников пошла самой легкой тропой. Нас ждали 600 м вверх. Итак, в путь.
Вначале все шутили-хохотали. Поднимались под солнышком не спеша. Тропа красивая, вокруг – местная растительность. Каждый камешек будто ступенька. Чистый и нескользкий. А если на тропе случались обвалы, то на этом месте устанавливают удерживающую камешки сетку. То есть дорога в горы – это цивилизованная дорога. Подлежащая обслуживанию и постоянному уходу.
(Смешно. За дорогой на Столовую гору следят лучше, чем у нас за асфальтовыми по городу).
Порой приходилось поднимать ноги очень высоко – камни высокие. И тут я благодарю своих тренеров по растяжке.
Но через 20 минут начала чувствоваться усталость. Ибо эти камни будто ступени Потемкинской лестницы. Сначала в кайф, а потом начинаешь считать каждый пролет. Но пути обратно нет: нам нужно много красивых фоток с вершины.
Прошел час. Солнце спряталось. Теперь не то что верхушки – гору не видать.
Прошло еще полчаса. Мы в туче. Поднялся дикий ветер. Все надели по кофточке. Выпили всю воду. Конца-края не видно.
По пути стали встречать туристов, спускающихся той же тропой вниз. Все здороваются, спрашивают, как долго вниз. Долго, друзья, долго.
Наконец наш предводитель стал приговаривать, что осталось 5 минут. Ветер еще сильнее, никакие кофточки уже не греют.
Прошло еще полчаса – и мы взобрались. Ура! Гора! Верхушка! Но что-то мы, замерзшие и уставшие, не скачем от счастья. Туча накрыла Столовую мадам, и фото получаются грустные. Но все равно красивые.
Спуститься с горы можно на фуникулере. Но тут сюрпрайз: их всего два, вверх и вниз, и очередь из уставших туристов минимум на 2 часа. Решили переждать в кафе, так все забегаловки закрылись, хотя написано, что работают до спуска последнего фуникулера. Пришлось закатить скандал и заставить продать чай и кексик (тариф двойной, безусловно). При фразе «сахарный диабет» администрация задергалась и начала работу. У меня, конечно, такой болячки нет, но что делать. Немного хитрости и никакого мошенничества.
Стоимость спуска на фуникулере – 250 грн.
И только внизу, оглянувшись на гору, мы вдруг осознали, что это Чудо света мы взяли.
Путь на Столовую гору непростой, тернистый и долгий. Но стоящий. Ощущение, будто одолел тысячу Потемкинских лестниц. Подвиг, кот чеширский возьми!
Анастасия Большедворова – на зло счастливый журналист. В радость путешествующий.