Воскресенье, 16 апреля 2017
Конечно, я раньше была в Европе. Гуляла по дождливому Вильнюсу и голодала в Стокгольме. Загорала в Будве и скучала в Минске. Но Швейцария – это что-то совсем другое. Совсем. И меня об этом никто не предупредил.
Я не была готова к тому, что в душе будет панорамное окно с видом на железную дорогу. Я не шучу, вот фото.
25hours hotel открылся на легендарной Лангштрассе в Цюрихе 1 апреля, поэтому я сначала решила, что это просто шутка. Но когда обнаружила, что тяжелая цветная штора в моем номере заканчивается ровно у входа в ванную (в номере open space, поэтому разделение на комнаты весьма условно), мне стало не до смеха. В нескольких метрах от здания ездят поезда, и по вечерам, когда вокруг тьма, глаза сами заглядывают в горящие окна. По себе знаю.
Хотя, возможно, Вернер Айслингер, работавший над дизайном отеля, сделал так специально. Дело в том, что Лангштрассе – это бывшая улица красных фонарей, своего рода город грехов в городе банков. Поэтому цементный пол и черный кафель в 25hours hotel – это дань чопорности финансистов, а открытки с обнаженными барышнями и неоновые вывески – намек на пикантное прошлое района.
Согласна, фокус удался, отель производит неизгладимое впечатление (иначе я о нем сейчас не писала бы): много мелких деталей, дизайнерских вещей, которые хочется разглядывать, совмещение несовместимого. Но чувство уюта возникает не сразу, органам чувств нужно привыкнуть, а разуму – смириться. Каждый раз, принимая душ, я мысленно представляла реакцию уставших швейцарцев, едущих поездом домой и случайно поднявших глаза вверх. «Привет, ребята! Хорошего вечера!»
Кстати, о ребятах. Я не была готова к тому, что местные пенсионеры окажутся настолько стильными. Просто шикарными! Как выглядит украинская женщина за 70? В лучшем случае ситцевое платьице или байковый халатик в мелкий цветочек, в худшем – растянутая футболка и спортивные штаны сына. Я не насмехаюсь. Боже упаси! Просто это правда. Как и то, что швейцарские бабульки всегда при параде. Зауженные брючки, туфли-лодочки, кардиган с брошечкой и сумка итальянского бренда. Могут себе позволить, скажете вы. Но я не соглашусь. Деньги – это еще не все, нужно иметь вкус. У местных он безупречный.
Представьте себе картину. Будний день, 8 утра, центр города, из подземки выходит мужчина в цилиндре. Просто идет по своим делам, и никто не тычет в него пальцем. Или вот еще: двое друзей вышли прогуляться с собаками.
Я не выискивала интересных персонажей специально, так здесь одеваются практически все. Молодые швейцарцы зачастую ездят на шопинг в Италию – так гораздо дешевле, но вот люди старой формации не отказывают себе в удовольствии пройтись по бутикам воскресным утром, купить какую-нибудь безделушку или очередной кашемировый джемперок к новому сезону.
Шопинг в Швейцарии тоже на высшем уровне. Я не была готова к швейцарским ценам. То есть я знала, что здесь дорого, но даже не представляла насколько. Обед в кафе – 40-50 франков, обычная футболка – 25, стрижка на окраине города – 80 франков, проезд в общественном транспорте – 2,6 франка. Курс примерно такой же, как и к доллару. Дам вам минуту, чтобы посчитать, и пять – чтобы поматериться.
Средняя зарплата в Швейцарии – 4-5 тысяч франков, поэтому они готовы платить много за качество. Или за идею. Вот сколько вы заплатили бы за сумку из бэушного тента от грузовика? 300-500 грн? А если я скажу, что она очень прочная и к тому же уникальна, потому что создана из разных лоскутов? 1000 грн? Но вы ведь еще заботитесь об окружающей среде! Все эти аргументы на швейцарцев работают безотказно, что позволило бренду Freitag построить успешный бизнес и продавать свои сумки по 400-500 франков (11-14 тыс. грн) в 300 магазинах по всему миру.
Но если это еще как-то понять можно, то к блошиному рынку я точно не была готова. Швейцарцы как французы: любят всякие «дизайнерские» штучки с налетом старины и лоском винтажа. Мне посчастливилось побывать на блошином рынке в Лугано, это на юге страны. Рядом с иконами – пилотки российских военных, рядом с допотопными (не факт, что рабочими) телефонами – изрешеченные молью перчатки, рядом с поржавевшими брошками – о боже! – часы «Маяк» за 180 франков. Точно такие же стоят на серванте у моей бабушки. Ей их к очередной годовщине Октябрьской революции или, может, на 9 мая презентовал глава колхоза. Да если бы я знала, что у вас, ребята, такое продается… эх, у нас этого добра!
Последний удар был нанесен мне в аэропорту, когда я решила купить часики на память. Конечно, я могла бы найти точно такие же в Киеве, но, черт, это не то. Я вошла в магазин в дьюти-фри с идиотской улыбкой и, пытаясь не выпячивать глаза от удивления, начала изучать ассортимент. Присмотрев подходящий вариант, я подошла к кассе, но обратиться к продавцам не смогла… из-за китайцев. Их было трое и они гребли все подряд. Часы, бижутерию, еще часы. Простояв минут пять, я решила пройтись по другим магазинам и вернуться попозже. Благо времени до рейса было предостаточно. Но когда я пришла, они все еще были там. Я снова ушла, снова пришла и опять увидела тех же китайцев. К этому я точно не была готова. О том, что китайцы оккупировали все туристические направления мира, я знала, но то, что они что-то покупают за пределами своей страны, стало для меня сюрпризом. Зачем? У вас ведь такого добра полным-полно, еще и дешевле! Но, видимо, тоже на память.
Алена Рокицкая – редактор портала «Вокруг света. Украина»