• Форс-мажор авиапутешественника: как пережить с минимальными потерями.Вокруг Света. Украина
    Фото: shutterstock
    Путешествия
    Пятница, 21 апреля 2017

    Форс-мажор авиапутешественника: как пережить с минимальными потерями

    Его Величество Форс-Мажор – от встречи с ним не убережет ни опыт, ни статистика удачных «без-сучка-без-задоринки» поездок, ни везение новичков. Что же делать?

    Вы – опытный путешественник, за плечами несколько десятков самостоятельных поездок – с билетами, отелями, страховками и машинами на прокат. Вы – «организованный турист», который всегда пользуется услугами турагентств и покупает вояж «под ключ». Вы – новичок, который организует свое первое большое путешествие – в соседнюю ли Польшу или в далекий Гондурас. Что у вас общего? Его Величество Форс-Мажор – от встречи с ним не убережет ни опыт, ни статистика удачных «без-сучка-без-задоринки» поездок, ни везение новичков.  Что же делать? Во-первых, никогда не сбрасывать форс-мажор со счетов – просто принять как факт, что он случается. И, соответственно, не паниковать, если что-то идет не так. Во-вторых, подготовиться – это поможет минимизировать неприятные последствия  и сберечь нервы. Рассказываем, как действовать в различных незапланированных ситуациях.

    Мне не дали визу

    Фото: shutterstock

    Да, многострадальный безвиз нам вроде как подтвердили, но процедурно все не так просто. Поэтому пока, как и раньше, ходим в консульства с протянутой рукой и внушительным пакетом документов. Количество и качество бумажек в пачке – вовсе не гарантия вожделенного штампа в паспорте. Вам могут просто отказать. Немотивированно. Если не считать мотивом то, что консул сегодня встал не с той ноги.  Обидно – не то слово! Но особенно – когда куплен авиабилет. А вредные консульства в большинстве случаев настаивают именно на таком варианте, и не их печаль, что в случае отказа деньги вы потеряете – в большинстве случаев мы покупаем билеты по самому дешевому тарифу, который не предусматривает возможность возврата или переноса даты вылета. Авиакомпания к визовой истории отношения не имеет и формально ничего вам не должна  – ответственность за подготовку документов в надлежащем виде лежит на пассажире. Но если в случае с консульствами «нет» – это практически всегда нет, то с авиакомпаниями возможны варианты.  У национального перевозчика МАУ, например, существует практика возврата денег за билет, если вам не дали визу. Но только обратиться в авиакомпанию нужно хотя бы за три дня до вылета и предоставить документы, подтверждающие отказ. Важно: страной назначения в билете должна быть именно страна, отказавшаяся принять вас в гости. 

    Итог: при подаче на визу тщательно прорабатывайте билетный аспект – выбирайте такой тариф, который позволяет отказаться от билета либо поменять дату, либо уточните политику авиакомпании  по данному вопросу.

    Мой рейс задерживают

    Фото: shutterstock

    Рейсы задерживают достаточно часто – это специфика авиации, где на расписание влияет несколько сотен факторов.  Задержка в большинстве случаев расстраивает путешественника (если он, конечно, не опаздывает на рейс), но степень расстройства варьируется. Одно дело, если вопрос в том, чтобы подождать несколько часов в аэропорту.  Да, не слишком радостно, но обычно время там летит быстро – можно и поработать, и посидеть в кафе, и побродить по магазинам duty free.  Если ожидание затягивается, вам положены определенные «плюшки» за доставленное неудобство: два телефонных звонка или два имейла и  питание – для рейсов до 1500 км через два часа, до 3500 км – через три часа, от 3500 км – через четыре часа. Если ждать приходится целую ночь, то вас поселят в отеле и организуют трансфер туда и обратно.  Все это не очень удобно, но не так критично, как ситуация с транзитом, когда из-за задержки одного из рейсов рушится вся схема. Возможных сценариев в такой ситуации два. Первый – вы  покупали отдельные билеты на каждый из рейсов. Тут, к сожалению, вам никто ничего не должен – билет на рейс, на который вы не успели, пропадет.

    Второй сценарий: у вас единый билет, оформленный одним бронированием (даже если рейсы выполняют разные авиакомпании). В таком случае авиакомпания, которая выписала вам билет, в любом случае обязана доставить вас в пункт назначения максимально быстро и удобно – даже если это предполагает участие партнерских авиакомпаний и другой класс бронирования (например, бизнес). Все это положено вам совершенно бесплатно.

    Итог: всегда покупайте единый билет и не стыкуйте рейсы вручную – это единственная гарантия без дополнительных затрат попасть в пункт назначения в случае утраты стыковок. Ну и помните о своих правах – какая компенсация вам положена за часы ожидания даже в случае задержки прямого рейса из точки А в точку Б.

    Мой рейс отменили

    Фото: shutterstock

    Уровень фрустрации у пассажира в такой ситуации выше, чем при задержке рейса, хотя ничего столь страшного тут тоже нет. Во-первых, в пункт назначения вы в любом случае попадете – а это самое главное. Остальное зависит от причин, по которым рейс отменили – коммерческие основания и форс-мажор предполагают разные «компенсационные пакеты». Если дело в коммерции (например, не продали достаточное количество билетов), важно, за сколько времени до предполагаемого вылета вас уведомили о такой ситуации. Две недели и альтернативный маршрут? Авиакомпания вам ничего не должна. Неделя? Вы должны вылететь не более чем с двухчасовой задержкой, а прилететь – не более чем с четырехчасовой. Меньше недели? Вылет не позже часа, прибытие не позже двух часов по сравнению с первоначальным планом. Иначе компенсация.   Если вас вообще не уведомили, то в зависимости от дальности рейса авиакомпания должна выплатить вам от 250 до 600 евро и все равно доставить в пункт назначения.

    Если же причина отмены – форс-мажор (погода, забастовки, технические неполадки и т.д.), вам обязательно должны предложить альтернативный вариант перелета, но платить компенсацию авиакомпания не должна.

    Итог: постарайтесь всегда быть на связи – чтобы в случае чего авиакомпания могла предупредить вас о любых плановых изменениях в расписании – отменах, задержках, изменении времени вылета. Для этого оставляйте актуальные контакты во всех форматах – е-мейл, номера телефонов, скайп. А если форс-мажор такого рода все-таки случился, keep calm. Просто знайте свои права.

    Хотелось бы думать, что это все форс-мажоры, которые поджидают авиапутешественника. Но это не так – во второй части статьи мы разберем еще несколько случаев. В них тоже нет ничего страшного, но предупрежден – значит, вооружен. Следите за обновлениями раздела!

     

    Читайте также:

    Что делать, если вы потерялись в чужой стране

    Что делать, если вы заболели за рубежом

    Стихийное бедствие в чужой стране: куда бежать и что делать?