«Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая – одна из самых цитируемых картин в мире. Поэтому неудивительно, что она стала мотивом уличных фресок. Вы найдете ее везде – в Париже и Хорватии, Вашингтоне и Бристоле.
Но все началось лондонских трущобах. Первую «Большую волну» в Лондоне создал в 1997 году Доминик Свордс, практически не умеющий рисовать. Однако он был одержим идеей украсить стену образом цунами.
Прежде чем приступить к работе, Доминик отправился к соседу — механику-греку, заядлому курильщику, который никогда и нигде не появлялся без засаленной кепки. «Больше всего я боялся, — говорит Доминик, — что он скажет: нет, это будет как бельмо на глазу».
«Что ты хочешь нарисовать? — спросил грек. — О! «Большую волну»! Смотри, я уже нарисовал ее на стакане». Грек-сосед оказался лучшим художником, чем Доминик. Он посоветовал парню, как правильно рисовать фреску, и дал проектор, чтобы спроецирвоать изображение волны на стакане на стену. Однажды вечером они так и сделали — обвели контур волны черной краской. В течение всей следующей недели местные жители, мамы и дети помогали раскрашивать эту волну. Она стала местной достопримечательностью.
Через 15 лет в соседнем доме прогремел взрыв. И фреска была повреждена.
Восстанавливать ее собрались люди со всего района. Было решено: если невозможно восстановить в былом великолепии, нужно переделать. Так на мурале появилась гора Фудзи в виде действующего вулкана.
Кристин Гат, автор книги «Большая волна Хокусая: биография мирового символа», говорит, что секрет популярности гравюры — в интенсивных синих прусских чернилах, которые тогда были в новинку в Японии. Они впервые были использованы при печати оттисков с деревянной работы японского мастера и придумал этот рекламный ход, вероятно, издатель Хокусая.
Было создано около 8 тыс. отпечатков с «Большой волны», и все были проданы еще при жзни Хокусая, что оказалось большим успехом 70-летнего художника, разоренного игровыми долгами своенравного внука.
Основная причина неувядающего интереса к этой работе, утверждает Кристин, в том, что вы можете наполнить сюжет любым содержанием. Созидающим или разрушающим, ужасающим или обнадеживающим — даже смешным! «Когда я увидела впервые мурал Доминика, я смеялась, потому что казалось, волна сейчас обрызжет людей, проходивших по улице» — говорит Кристин.
По материалам BBC
Читайте также:
Французский реализм от Патрика Коммеси