• Когда земля уходит из-под ног: Степанцминда.Вокруг Света. Украина
    Блоги

Когда земля уходит из-под ног: Степанцминда

Помню, как в 2011 году по дороге из Турции мы остановились на ночлег в румынском городке Синая. Утром, выйдя на балкон, я буквально замер: над невысокими отелями нависли невероятно красивые горы, на которых лежали облака «сладкой ваты». Но когда в 2015-м я побывал в Грузии, эта картинка серьезно померкла.

Держитесь крепче – вас везет грузин

В путешествие мы полетели самостоятельно: купили авиабилеты из Киева в Тбилиси и из Батуми в Киев, забронировали хостелы и спланировали маршрут. Один день мы специально выделили для поездки в Степанцминду.

В Тбилиси мы жили в районе серных бань. И чтобы сесть в автобус, который должен был довезти нас до автовокзала, мы спустились к трассе и по дорожным знакам нашли остановку (находится через реку от Метехского храма). До автовокзала мы добрались за 2 лари ($0,85) и 30 минут.

Фото автора

Сразу скажу, что указателей «Степанцминда» под лобовыми стеклами маршруток вы не найдете. Искать необходимо «Казбеги». В горы автобусы-такси отправляются, как только соберется необходимое количество людей, а проезд стоит всего 12 лари ($5). Такой вид транспорта имеет существенные преимущества над обычными маршрутными и даже экскурсионными автобусами. Вы всегда сможете попросить водителя остановиться, если перед вами откроется потрясающий вид. Если ваши попутчики окажутся такими же любознательными, как вы, а водитель получит пару десятков лари чаевых, то останавливаться можно будет хоть каждые полчаса.

А виды вдоль дороги действительно впечатляют: кристально-чистые горные реки сменяют лазурные озера, а уютные деревушки – громадные горы. Так что занимайте места рядом с водителем. Но обязательно пристегнитесь: дорога извилистая, а водитель наверняка окажется лихачом.

Пища духовная и телесная

По пути в Степанцминду мы останавливались трижды (без чаевых): чтобы сфотографировать удивительного цвета озеро, замок Ананури и арки Дружбы народов в Гудаури. Единственное, о чем жалею, – оказавшись в Гудаури, вместо того, чтобы наслаждаться могуществом гор, все выделенное нам время я потратил на фотографии. Хотя кадры получились потрясающие.

Фото автора

Зато я наверстал упущенное возле Троицкой церкви в Гергети. В Казбеги мы добрались приблизительно за три часа. И перед тем как выйти из автобуса, договорились с водителем о времени выезда в Тбилиси, чтобы не переживать о дороге обратно.

Перед подъемом на 2 170 м мы отправились подкрепиться. В маленьком поселке всего несколько приличных кафе, зато много небольших продуктовых и винных магазинчиков, а также прилавков с фруктами и овощами. Так что голодными вы не останетесь.

Мы зашли в наиболее привлекательное кафе, в котором к нашему приезду осталось всего несколько свободных мест. Заказали перекусить и бокал красного полусладкого. В винной карте цены на 150 мл вина начинались от 6 лари ($2,5). Молодой официант подобрал для меня бокальчик за 16, то есть 160 грн. Справедливости ради скажу, что вино было превосходным! Даже вкуснее впечатлившего меня в Батуми домашнего Киндзмараули, за литр которого я отдал 10 лари ($4,2).

Умный в гору не пойдет

Пеший подъем к церкви Святой Троицы, по слухам, занимает приблизительно три-четыре часа. Но поскольку моя жена на тот момент была беременна, мы решили, что разумнее будет взять такси. Компанию нам составила еще одна пара, с которой мы познакомились по дороге в поселок. Проезд обошелся в 40 лари ($16,8).

Я практически уверен, что пеший подъем – не лучшая идея. Тропы в Гергети узкие, а потому туристам, которых мы обгоняли, толком и деться было некуда – приходилось дышать пылью из-под колес нашего внедорожника. Но если вы каким-то образом оказались в поселке одни, попутчиков не нашли, а платить 40 лари не хотите, то завяжите шнурки, затяните пояс, возьмите в ближайшем магазине вино и… удачи!

Кстати, многие пишут, что путешественникам следует брать с собой теплую одежду. И мы в этом тоже убедились: на горе очень сильный ветер. Так что не обольщайтесь, если у подножия настолько жарко, что хочется надеть майку.

Оно того стоило

Панорама с высоты чуть более двух тысяч метров открывается невероятная. Усевшись на одной из каменных стен церкви, я достал из рюкзака термос, чай, гайвань и две пиалы. И это, признаюсь, было лучшее чаепитие в моей жизни. Фантастический купаж эмоций: свобода, умиротворение, наслаждение и спокойствие. И все это подкреплялось ароматным шен пуэром.

А когда сидящие на улице монахи запели, мы перенеслись в грузинскую сказку.

Александр Костюк – журналист, путешественник и чайный пьяница.

Больше фото из путешествий – в Instagram Александра.