• Пациент Фрейда, роковая любовь и ананасные поля: 3 необычных истории заброшенных поместий в Украине.Вокруг Света. Украина
    Блоги

    Пациент Фрейда, роковая любовь и ананасные поля: 3 необычных истории заброшенных поместий в Украине

    Они были немыми свидетели жизни своих хозяев и по-прежнему хранят свои секреты.

    Не знаю как вам, а мне мало интересны сухие цифры, статистика и официальная история туристических достопримечательностей. Протоптанные маршруты и организованные экскурсионные группы наводят на меня тоску. Может быть, поэтому мне больше нравятся заброшенные старинные дома вместо отреставрированных дворцов с очередью туристов возле билетной кассы. Они какие-то более настоящие.

    Можно остаться один на один с ними, переходя из комнаты в комнату. Представлять, как вся семья собиралась вечером у этого, давно не видевшего огня, камина, как в этой комнате с остатками лепнины раскладывали пасьянсы, как подъезжали экипажи с гостями по той заросшей травой центральной аллее, а на полуразвалившейся сейчас террасе летним вечером пили чай.

    Они были немыми свидетели жизни своих хозяев. За каждым таким домом своя история, не прикрытая новыми слоями штукатурки …

     История №1 – Человек-волк, или Самый известный пациент Фрейда

    Где: Одесская область

    Дорога вывела нас на небольшой холм. Слева почти высохший пруд, который когда-то вполне возможно был живописным озером. На холме с видом на озеро – некогда роскошная большая усадьба, построенная по проекту итальянского архитектора Франца Боффо, автора Потемкинской лестницы и многих других знаменитых зданий в Одессе.

    Здесь, в Одесской области, сохранились остатки семейного поместья Панкеевых. Эта фамилия связана с Зигмундом Фрейдом. Сергей Панкеев благодаря своей необычной болезни стал одним из самых знаменитых пациентов отца психоанализа. Более того Фрейд написал о нем книгу «Из истории одного детского невроза», которая считается классикой психоанализа.

    Что же такого необычного было в этом одессите? Все началось с того, что в детстве ему приснился страшный сон про огромных белых волков, которые преследовали его повсюду. Сон стал повторяться и перерос в навязчивую фобию, а со временем Панкеев стал и себя считать волком.

    Семья Панкеевых была достаточно богатой, чтобы лечить наследника у самых лучших докторов того времени. Так он попал на прием к Зигмунду Фрейду, мама и бабушка которого, кстати, тоже были одесситками, но переехали в Вену.

    Доктор Фрейд нашел этот случай необычайно интересным. Настолько, что, говорят, вместо того, чтобы брать деньги с пациента, сам платил Человеку-волку за каждый прием.

    Это был не единственный случай психологических проблем в этой семье. Когда Сергей был еще маленьким, его сестра покончила с собой, а много позже то же произошло и с его женой. Его случай благодаря Фрейду стал широко известен и, кроме той самой книги про детский невроз, говорят, вдохновил Германа Гессе на написание романа «Степной волк».

    История №2: любовь, измена, убийства

    Где: Хмельницкая область

    Про такие истории в сценариях кинематографистов говорят: слишком неправдоподобно, зритель скажет, что так не бывает. И в то же время, жизнь часто бывает гораздо драматичней любого вымысла. Пробираясь сквозь густые заросли, которые когда-то были ухоженным парком с редкими видами деревьев, не сразу замечаешь спрятавшийся среди буйной растительности дом, принадлежавший когда-то князьям Четвертинским в Хмельницкой области

    Когда в начале ХХ века князь Четвертинский приехал в эти края погостить у друзей и решил, что хочет поселиться здесь, вряд ли он предполагал, какая судьба ждет его и усадьбу. Начиналось все хорошо: он купил приглянувшиеся земли, привез немецких архитекторов и свою молодую жену. Архитекторы спроектировали и построили дворец в модном тогда стиле европейского модерна, и помимо этого кто-то из них закрутил роман с женой князя, которая была младше его на 20 лет. Сколько это продолжалось, никто не знает, но только однажды, как в плохой трагикомедии, князь вернулся с любимой охоты и был неприятно удивлен. Настолько неприятно, что с горя выпил уксусной кислоты. Говорят, безутешная вдова на похоронах раздавала селянам золотые монеты.

    Время шло, пришла советская власть, отобрала у наследников незадачливого князя дворец, и он стал местом еще более печальных событий. Во время страшных хлебозаготовок 30-х во дворце поселили семейную пару, которая руководила этим процессом. Яков и Елена Брегам, как гласит надпись на черном гранитном монументе рядом с дворцом, «2 ноября 1931г. были зверски убиты куркулями», то есть людьми, которые сопротивлялись как могли и пытались сохранить последние крохи хлеба, чтобы не дать умереть своим детям зимой от голода.

    Странно, что этот «памятник» все еще стоит там, видимо, про него забыли. Как забыли и еще одну страшную историю этого дворца: в конце Второй мировой во дворце стояли партизаны, которые узнали про деревенских парней, что собирались бежать в лес в УПА. Им это не удалось, они навсегда остались в подвале злополучного дворца Четвертинских….

    История №3: ананасные поля и датские народные песни родом из Украины

    Где: Винницкая область

    И чтобы немного разбавить мрачное настроение — милая история имения датского дипломата, ученого, поэта и переводчика Тора Ланге, которое по-прежнему стоит в селе Нападовка Винницкой области. Дворец конца 18 века в стиле классицизма.

    Ланге в качестве дипломата долгое время прожил в Российской империи, затем окончательно остепенился, женился на уроженке Нападовки Наталии Протопоповой и вместе с женой получил в приданное это поместье, где после отставки прожил остаток дней (жена, кстати, после его смерти уехала в Копенгаген).

    Но просто бездельничать на пенсии ему было скучно, поэтому датчанин очень активно занимался литературным трудом, выучил украинский и переводил украинский фольклор на датский язык. Собственно, он был первым, кто познакомил Данию с украинской культурой.

    Тор перевел 46 украинских песен на свой родной язык, 26 из них были положены на музыку датскими композиторами, а две даже стали датскими народными песнями! А еще в свободное время он экспериментировал с выращиванием ананасов и цитрусовых на щедрых винницких землях. Неизвестно, были ли эксперименты удачными, но ананасов в Нападовке мы не нашли.

    Все фото автора.

    Наталия Адаменко – путешественница и блогер. В начале лета 2017 Наталия и ее американский друг решили исследовать все регионы Украины за один сезон на мотоцикле. «Так появился проект Ukraine Inside Out – экспедиция, результатом которой стало создание бесплатного мобильного приложения на трех языках с информацией обо всех «находках». Базовая версия нашего travel app уже доступна для скачивания в Google Play и  App Store«.