Профессия авиадиспетчера – одна из наиболее опасных и ответственных в мире. Отвечая за порядок движения самолетов в небе, они, как саперы, не имеют права на ошибку.
Рабочий день авиадиспетчера начинается с медосмотра. Специалиста ничего не должно отвлекать от выполнения своих должностных обязанностей, поскольку он отвечает за жизни сотен пассажиров. Затем диспетчер проходит инструктаж (о состоянии погоды и движению самолетов на текущий момент) и принимает дежурство от коллеги.
- У каждого диспетчера свой фронт работы
Все воздушное пространство делится на зоны, и каждый диспетчер руководит движением в рамках зоны своей ответственности. Один диспетчер составляет суточный план полетов, второй контролирует движение самолетов по территории аэродрома, третий отвечает за взлет и посадку. И за воздужное пространство на разной высоте также отвечают разные диспетчеры.
Диспетчеры постоянно отслеживают обстановку с помощью специального монитора и находятся на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.
2. Медлительным здесь не место
В зоне ответственности одного авилиспетчера может находится до 20 самолетов сразу, поэтому времени на раскачку или долгие размышления у него нет. Он должен уметь быстро рассредоточить самолеты на безопасное расстояние (между суднами должно быть не менее 3 км), принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и вовремя передать новые данные членам экипажа.
3. Выходные? Нет, не слышали
Одной из особенностей профессии авиадиспетчеров является режим работы. Диспетчеры работают посменно и по скользящему графику: четыре рабочих дня по схеме «день – утро – ночь», один день на то, чтобы отоспаться, и два полноценных выходных. При этом режим работы диспетчера не должен превышать 36 часов в неделю, а отпуск составляет целых 67 дней в год.
Такого понятия, как праздник или отгул, у авиадиспетчеров нет. Они работают когда придется: днем, ночью, на Рождество, в выходные, во время семейных торжеств и т.д. Диспетчер не может просто встать и уйти с работы пораньше или отложить часть дел на завтра – если что-то нужно сделать, это нужно сделать прямо сейчас.
4. Глаза лучше радара
Даже самые точные приборы дают сбой, и тогда авиадиспетчеру приходится полагатся на весь масшаб своих знаний и органы чувств. В частности, все диспетчеры способны определить направление и скорость ветра по ветроуказателю, а также оценить уровень видимости по ориентирам вокруг: соседним зданиям, водонапорным башням, вышкам сотовой связи и т.д.
Когда самолет спускается до определенной высоты, радар заменяет бинокль, а когда он идет на посадку, диспетчер наблюдает за ним невооруженным глазом.
5. Стресс – это нормально
Главные враги авиадиспетчера – плохая погода и чрезвычайные ситуации. Зимой гололед и снегопады снижают пропускную способность аэропортов и усложняют взлет и посадку самолетов. А летом их приходится перенаправлять из-за гроз во избежание сильной турбулентности. Все это дополнительный стресс к и без того напряженной работе диспетчера.
Избавиться от него, по мнению самих диспетчеров, помогают сон, здоровый образ жизни, занятия спортом и общение с близкими.
По материалам thePointsGuy и «ПрофГид».
Читайте также:
Успеть за 80 секунд: самый короткий регулярный авиарейс в мире
«А где капитан?», или Как работается женщинам-пилотам
7 вещей о пассажирах, которые стюардесса узнает всего за 3 секунды