Ничто так не портит впечатление от дальнего путешествия, как джетлаг. Это нарушение суточного цикла человека, вызванное разницей во времени. Тем, кто часто летает на дальние расстояния, преодолевая сразу несколько часовых поясов, это чувство дискомфорта хорошо знакомо. Усталость, головная боль, раздражительность, бессонница – все это симптомы джетлага.
Но как с ним справляются те, кто вынужден летать в силу своей профессии, – пилоты и бортпроводники? Почему они не подвержены недомоганию и как научились справляться с джетлагом?
Мнение эксперта
«Летчики страдают так же, как и все остальные люди, – объясняет Эрин Флинн-Иванс, сотрудник отдела НАСА, который занимается разработкой способов борьбы с джетлагом. – Но их, как правило, инструктируют, как эффективнее отдыхать в свободное время».
Большинство авиакомпаний проводит для своих сотрудников специальные тренинги на тему преодоления джетлага. Связанное с ним недомогание считается уважительной причиной, чтобы не выйти на работу. Ведь если пилот плохо себя чувствует, он не сможет обеспечить полную безопасность пассажиров.
Как эксперт НАСА Эрин консультирует летчиков и астронавтов, но его рекомендации относительно того, как преодолевать джетлаг, подходят и пассажирам.
Прежде всего важно учитывать, в каком направлении вы летите. Большинству людей легче приспособиться к смене часовых поясов при перелете на запад, чем на восток.
Если вы собираетесь лететь на восток, начните за несколько дней до путешествия пораньше вставать и делать освещение дома более ярким, советует Эрин. Чтобы передвинуть свои внутренние часы вперед, в день полета постарайтесь уменьшить свое пребывание на свету (с помощью солнечных очков, к примеру). А когда доберетесь до места, спите первые несколько дней с незанавешенными окнами, впуская в комнату как можно больше естественного света.
Если же вы летите на запад, вслед за солнцем, накануне путешествия лягте спать попозже и поярче включите вечером свет. Так вы переведете свои биочасы назад. В самолет старайтесь как можно больше находиться на свету.
Стивен Лэнделлс, пилот межконтинентальных рейсов и специалист по безопасности полетов в Ассоциации пилотов британских авиалиний, рекомендует пить во время полета побольше воды, есть легкую пищу и избегать употребления кофеина и других стимуляторов.
Марк Ванхунакер, пилот British Airways и автор бестселлера «Небоплавание: Путешествие с пилотом» (Skyfaring: A Journey with a Pilot) говорит, что лично он придерживается принципа «11 часов утра». «Если утром получается добраться до своего отеля или до дома к 11, то я обязательно дремлю часок-другой. Если же добираюсь позже, то спать ложусь в обычное время».
Зарядка тоже весьма эффективна, считает Марк. По его мнению, физические упражнения взбадривают в дневное время и улучшают качество сна ночью.
Кофе и физические упражнения
Если пилоты могут отказаться от дальнемагистральных рейсов, то пассажирам, совершающим деловые поездки, выбирать не приходится. Поэтому важно уметь синхронизироваться с тем часовым поясом, в который вы попадаете.
Бетти Тески, стюардесса и автор книги «Бетти в небе с чемоданом» (Betty in the Sky With a Suitcase), по крайней мере раз в неделю летает из США в Европу и обратно. По ее словам, в отличие от пилотов, бортпроводники не проходят специальных тренингов для преодоления последствий джетлага. Поэтому ей пришлось выработать свою собственную методику.
Чтобы проснуться, Бетти пьет немного кофе, а потом включает бодрую музыку и делает зарядку. «Удивительно, как бодрят простые приседания, отжимания, «планка» и прыжки. Особенно если делать это под песню Staying Alive группы Bee Gees. После такой зарядки я чувствую себя вполне бодрой и готовой к выходу в город».
«А если поблизости от вашей гостиницы есть еще и бассейн, вы – счастливчик», – добавляет Бетти.
Эксперты отдела НАСА по джетлагу говорят, что адаптация после перелета на один часовой пояс занимает в среднем сутки. Марк Ванхунакер, благодаря тому, что практиковал различные техники, сумел сократить адаптационный период до примерно двух часов на каждый часовой пояс. Так что если из-за смены поясов разница во времени составила 6 часов, то ему на восстановление понадобится всего три дня.
На интернет-форумах некоторые пилоты признаются, что приспособиться к новому часовому поясу им помогает золпидем – снотворное, известное в Америке под коммерческим названием Ambien. Федеральным управлением гражданской авиации США оно не запрещено, однако существуют предписания относительно того, сколько времени должно пройти с момента приема и до следующего полета.
Золпидем, к примеру, выводится из организма часов через шесть-восемь. Еще один седативный препарат, залеплон (его продают в аптеках под торговой маркой Sonata), остается в организме еще меньше – около пяти часов. Однако многие эксперты и сами авиаторы вместо синтетического мелатонина и прочих лекарственных средств рекомендуют пользоваться натуральными способами адаптации, такими как пребывание на свету.
«Пассажиры совершают ошибку, принимая слишком много лекарств или снотворное, да еще и с большим количеством алкоголя, – говорит Бетти Тески. – Это может привести к неадекватному поведению, вроде стриптиза на борту самолета. Подобных выходок пьяный пассажир никогда не помнит, но всегда потом о них сожалеет».
По материалам BBC.
Читайте также:
Как облегчить нагрузку на организм во время полета
10 верных способов превратить свой полет в кошмар
Смешные истории из салона самолета
Как появилась профессия стюардессы