• Астрономы впервые сняли зародыши планет возле далеких звезд.Вокруг Света. Украина
    Фото: Kluska et al
    Суббота, 2 мая 2020

Астрономы впервые сняли зародыши планет возле далеких звезд

Новый метод инфракрасной интерферометрии позволил впервые «массово» снять протопланетные диски возле далеких звезд — облака газа и пыли с зародышами будущих планет.

Одновременно с новорожденной звездой вокруг нее появляется протопланетный диск газа и пыли — остатки вещества, из которого вскоре образуются настоящие планеты, кометы и все прочее. Во внутренних областях диска, богатых железом, кремнием и другими тяжелыми элементами, появляются твердые каменистые планеты, в более далеких, состоящих из легких веществ, — газовые.

Такая модель подтверждается и отдельными наблюдениями: изредка астрономам удается получить снимки не слишком отдаленных молодых звезд, окруженных протопланетными дисками, иногда даже и с формирующимися планетами. Однако такие прямые наблюдения остаются большой редкостью, и множество тонких деталей на них попросту неразличимы. Все это требовало совершенно других методов — и теперь такой метод нашелся. «Потрясающе, что нам впервые удалось получить сразу 15 снимков», — говорит Жак Клуска  из Лёвенского католического университета в Бельгии.

Новые изображения представлены в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics. Чтобы получить их, Клуска и его соавторы использовали систему телескопов VLT Европейской южной обсерватории (ESO). Установленный на них инструмент PIONIER позволил собирать данные одновременно со всех четырех больших телескопов VLT, превратив их в один мощный ИК-телескоп. Авторы также разработали новые математические средства обработки для удаления шума, излучения центральной звезды и повышения разрешения снимков.

Фото: Kluska et al

«Различить детали масштабов орбиты каменистой планеты, такой как Земля, — все равно что рассмотреть человека на Луне или волос с расстояния в 10 километров, — объясняют авторы работы. — Инфракрасная интерферометрия становится все более обычным средством увидеть мельчайшие детали таких объектов. Соединив ее с математической обработкой, можно превратить ее данные в нужные изображения».

В самом деле, новый подход позволил не только впервые «массово» получить снимки протопланетных дисков, но сразу указал на многие новые интересные детали. Так, на некоторых изображениях можно различить яркие точки, «узелки», которые, по-видимому, указывают на нестабильности в диске — зародыши будущих планет.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», астрономы нашли зачаток планеты на краю Солнечной системы. Ученые утверждают, что в поясе Койпера гораздо больше объектов диаметром около километра, чем предполагалось ранее.

По материалам  Naked-science