Надпись на первой версии знаменитого полотна заметили давно. Норвежский художник-экспрессионист Эдвард Мунк написал “Крик” в 1893 году, а в 1904 году на выставке в Копенгагене рукописную строку на полотне впервые заметил датский искусствовед. Строчка, которую непросто заметить на фоне оранжевых облаков, гласила: “Это мог написать только безумец”. Искусствовед предположил, что надпись нацарапал один из посетителей выставки, недовольный картиной. Позднее некоторые историки искусства утверждали, что автором был Мунк, но еще в 2008 году это предположение считалось недоказанным.
Эксперты Национального музея Норвегии воспользовались закрытием музея на время ремонта, чтобы изучить «Крик» . Исследование под микроскопом подтвердило, что карандашные линии были написаны поверх высохшей краски после того, как картина была закончена, но надпись бледная и ее трудно читать. Однако если ее сфотографировать в инфракрасном диапазоне, графитная надпись выделяется на ярком фоне, что делает возможным анализ почерка. И теперь эксперты уверены, что автор надписи — сам Эдвард Мунк.
Вероятно, художник написал это через два года после того, как закончил картину. Мунк выставил «Крик» на родине в Норвегии в октябре 1895 года. К тому времени полотно уже видели в нескольких других странах, но норвежская публика — впервые. Отзывы были противоречивые. Один искусствовед написал, что «Крик» мог создать только «несерьезный человек с ненормальным мозгом».
Многие критики писали, что на картине изображен сам Мунк, кричащий в своем безумии. Обсуждая выставку, многие рассуждали о психическом состоянии. На заседании Норвежского студенческого общества, где проходила открытая дискуссия по поводу его работ, некий Юхан Шарффенберг, студент-медик, поставил Мунку диагноз на основании его живописи: «Если присмотреться внимательно к искусству Мунка, станет очевидно, что в роду Мунков господствуют туберкулез и психопатия. Искусство Мунка глядит в гроб, поскольку он родом из больной семьи».
«Мы знаем, что Мунк был очень расстроен, когда критики назвали его картины “позором”, а его самого — безумцем, — говорит куратор норвежского Национального музея Май Бритт Гуленг. — Эта тема была чувствительной для Мунка, потому что его близкие родственники страдали психическими заболеваниями”.
Мать Мунка рано умерла от туберкулеза. Отец и младшая сестра, Лаура, страдали приступами депрессии, а у последней также была диагностирована шизофрения (девушка много лет провела в клинике для душевнобольных). Мунк, как и его сестры и брат, не создал семьи и всю жизнь был одиночкой. По собственному признанию, у Мунка не было ни счастливого детства, ни спокойной взрослой жизни.
Хотя он дожил до глубокой старости, достиг богатства и славы, он искренне считал себя «последним представителем вымирающего рода». Его воображение занимали образы один чернее другого: «Вампир», «Меланхолия», «В комнате умирающей», «Мертвая мама» — названия его полотен. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами, которые сопровождали мою колыбель и с тех пор следовали за мной на протяжении всей моей жизни», — написал он однажды. В 1908 году Мунка госпитализировали из-за нервного срыва на фоне запоя. В его картинах заметны признаки депрессии, горечи, тревоги.
Согласно дневниковой записи, Мунк задумал «Крик», когда гулял на закате в Кристиании. Глядя на кроваво-красные облака, он почувствовал «бесконечный крик, пронзающий природу». Всего художник написал четыре версии «Крика» в промежутке с 1893 по 1910 гг.
Эксперты норвежского Национального музея считают, что Мунк нацарапал вызывающую надпись на собственной картине после первой выставки в Норвегии, то есть в конце 1895 или начале 1896 года. Но что он хотел сказать? Это инфракрасным излучением не выявишь. Возможно, это была саркастическая шутка, ответ всем критикам, называющим его сумасшедшим. А может быть, или импульсивная реакция на собственные опасения, что критики могут быть правы, хотя до нервного срыва и госпитализации оставалось еще более 10 лет.
Крик вернется на всеобщее обозрение, когда в 2022 году откроется новый Национальный музей, вместе другой картиной («Автопортрет с сигаретой»), которую критики тоже считали одним из доказательств душевной болезни Мунка.
Судьбу картин трудно предсказать заранее. Так, например, удожник Грант Вуд из штата Айова за свою творческую жизнь в 20 веке создал немало полотен. Но в истории мирового искусства он навсегда остался художником одной картины. Как «Американская готика» стала самой популярной картиной в истории США?
По материалам ArtNews
Читайте также:
Лучшие музеи, куда можно попасть онлайн
Картина из подвала может оказаться подлинником Рембрандта