• Автостопом по Марокко: красный, синий, белый.Вокруг Света. Украина
    Блоги

    Автостопом по Марокко: красный, синий, белый

    Нам всегда интересно открывать для себя что-то новое и мы не боимся бывать в местах, о которых нет описаний в интернете.

    Куда глаза глядят

    Как только у МАУ появились дешевые рейсы в Мадрид, мы сразу купили билеты в Испанию. А потом появилась идея: «А почему бы не слетать в Марокко?»

    Гражданам Украины для посещения этой страны нужна виза, поэтому знакомство с Марокко у нас началось с посольства. Так как мы планировали в Марокко жить больше в палатке, чем в отеле, то для получения визы забронировали жилье в Фесе на одну ночь.

    Когда консул спросил, почему бронь только на одну ночь, мне пришлось выдумать историю о желании посетить пустыню (в 8 часах езды на автобусе от Феса), поэтому мы не можем рисковать и бронировать отели, ведь точно не знаем, где и когда окажемся.

    Маршрут мы составили совсем не туристический: придумали его, просто глядя на карту. Были пара разрекламированных городов, таких как Фес и Шефшауэн, но на этом, пожалуй, все.

    Маршрут:

    • Фес (аэропорт);
    • гидроэлектростанция Аль-Вахда;
    • Национальный парк Талассемтане;
    • голубой город Шефшауэн;
    • город Тетуан;
    • гора Джебель-Муса (на африканской стороне Гибралтарского пролива);
    • город Танжер.

    В самолете нам выдали заполнить миграционные карты, где нужно было указать: имя, профессию, родную страну и адрес, где остановитесь в Марокко. После таможенного контроля обменяли доллары на дирхамы и отправились на автобусную остановку (справа в 200 м от выхода из аэропорта). Стоимость проезда – 4 дирхама ($0,43), но расписания автобуса нет, и никто не знает, когда он приедет. Поэтому мы уехали на такси, сторговавшись с водителем до 1,5 евро с человека.

    Шумный город Фес

    Начнем с того, что Фес – это старейший из четырех имперских городов Марокко, который был основан еще в 789 году. В нем сохранился старый район (медина) – Фес-эль Бали. Он по периметру окружен стеной, и передвигаться по его улочкам можно только пешком либо на ослах, в редких случаях на лошадях. Таксист подвез нас к главным центральным воротам медины, дальше – только пешком. И вдруг мы оказались внутри этого огромного улья.

    Вначале шок. Ты попадаешь на огромный базар, где продают все на свете, но цен ни на что нет – сколько захотели, столько тебе и сказали. Каждый норовит к тебе подойти и предложить свои услуги гида (минимум 3 евро, чтобы провести к отелю). Все кричат, галдят, спрашивают, откуда мы, слева кудахчут куры, справа – ревут ослы. Все это очень напрягает и дезориентирует.

    Местное население говорит в основном на французском и только единицы знают английский. Я покрепче обняла рюкзак и старалась не потерять ребят. Дима включил GPS.

    На 50-й минуте блуждания по этому лабиринту узких улиц я предложила ребятам попросить кого-то провести нас за деньги (в Фесе никто ничего не делает бесплатно). Дима уперся и сказал, что он все-таки хочет сам вывести нас к нашему риаду, и если через 10-15 минут у него не выйдет, тогда будем просить о помощи.

    И тут у наших ног появился малыш лет 6-7. Спрашивает: «KasrNada?» (так назывался наш риад). «Да», – говорим и сразу цену называем – 2 дирхама. Мальчик кивнул и повел нас, гордый, что он маленький, а уже зарабатывает. Провел он нас 50 метров, трижды свернув за угол. Слава Богу, мучения наши закончились.

    Пока заселялись и приводили себя в порядок, наступил вечер. Вышли погулять в 18 часов. Но тут нас остановил местный торговец и объяснил, что у них сейчас Рамадан, мусульмане ничего не едят и не пьют до захода солнца. Но как только наступает 18:30, буквально слетают с катушек: объедаются, пьют спиртное, курят гашиш. В этот период на улицы выходят криминальные элементы, поэтому туристам лучше не высовываться. Я, понятное дело, испугалась и попросила ребят вернуться в риад. По дороге мы купили пару багетов по 1,5 дирхама и одну лепёшку. А в номере нас ждал купленный еще в Мадриде хамон.

    На следующий день мы проснулись рано – в 6 часов – из-за разницы с Киевом в 3 часа. Сделали себе кофе и отправились на крышу – вид очень красивый.

    Ближе к 9:00 мы вышли прогуляться пустым городом, пока все магазинчики закрыты. Хотелось посмотреть на Фес без торговли.

    Попахивало в городе не очень приятно. По лабиринтам ходят ослы, груженные товаром. Ответственные хозяева цепляют животным под хвост пакет, а безответственные водят их без «памперсов», и все это валяется просто у тебя под ногами, создавая аромат города.

    Но самым большим источником вони в Фесе являются красильни старой медины. Это одна из достопримечательностей, ради которых сюда едут туристы. Кожевенные мастерские, дубильни и красильни находятся у реки на окраине медины. Мастерам, которые трудятся внизу, не позавидуешь: целыми днями они вдыхают ароматы дубильных растворов и ядовитых красок. Технология традиционная: сначала шкуры надолго замачивают в ваннах с известью, потом погружают в раствор птичьего помета. В красильнях стоит жуткая вонь, поэтому в носы мы засунули листочки мяты, которые нам выдали при входе.

    Фес вызвал у нас сильные эмоции, вряд ли когда забудем. От города мы очень устали, поэтому, как только купили подарки родным в виде сумок ручной работы и кошелька, тут же его покинули.

    Автостоп по-мароккански

    Дальше наш путь лежал на север. Мы вышли на окружную трассу, и буквально в течение трех минут остановилась первая машина, водитель направлялся именно туда, куда нам и нужно было, – в деревню Fes al Bali, что на берегу водохранилища El Wahda Dam. Там по плану у нас должна была быть ночевка.

    Проехали мы с нашили водителями где-то около 80 км, они угостили нас бутылкой сладкой марокканской воды. Питьевой воды было очень мало, и так как мы пропустили обед, то поужинали бутербродами и чаем. Из водохранилища не рискнули брать воду. На следующее утро собрались и, не завтракая, отправились наверх, на основную трассу, и тут на нашем пути спустя 20 минут нарисовалось несколько инжирных деревьев. Фрукты достаточно большие, и вкус на каждом дереве разный. Ими мы и позавтракали.

    В Марокко очень классные дороги, мы это проверили на себе. Благо автостопом можно проехать всю страну вдоль и поперек. Ни тебе бугорка, ни ямки. Главное правило – сразу предупреждать водителя, что у вас нет денег. У нас на этой дороге случился небольшой инцидент. Увидели, что сзади приближается авто, подняли палец, водитель остановился. Мы показали место на карте, куда нам нужно, он покачал, что нет, не еду туда. Но потом вышел из машины, открыл нам багажник. Мы переглянулись. «Ну, ладно, – думаем. – Может, немного подбросит, а там другую машину поймаем».

    Уселись, едем, водохранилищем любуемся. По дороге к нам подсел еще один парень в военной форме. И вот машина остановилась в селе каком-то у магазина, парень вышел, дал водителю денег, и тут мы поняли, что только что у нас был не автостоп, а платная поездка. За 16 км с нас потребовали по доллару с человека. В дальнейшем мы первым делом сообщали водителям, что мы путешествуем автостопом и у нас нет денег, все спокойно реагировали и соглашались подвезти.

    Вышли мы из машины, отдали деньги и стали осматриваться. Виталик тут же пошел в магазин за любимой сладкой водой, а мы решили попить чаю. Разместились на обочине под забором, достали свою печку на дровах. Это привлекло внимание одного из местных жителей, он подошел, чтобы с нами поболтать. Мы не знали французского, а он – английского, но его это не останавливало, он все без умолку нам что-то рассказывал и рассказывал. Постояв еще немного, мужчина ушел домой, а мы принялись пить чай. Тут он снова вышел и вынес нам целую тарелку сладостей. В целом марокканцы очень добродушные и гостеприимные.

    Ближе к 13:00 начали собираться, распрощались с новым другом и пошли по дороге, останавливая авто.

    Я обмолвилась, что хотела бы проехать с ветерком в кузове. И тут на тебе – едет трактор. Это был самый классный и веселый автостоп. Нас фотографировали с проезжающих машин, махали, приветствуя и поднимали большой палец, хотя мы и сами знали, что это круто – проехать на тракторе 25 км по серпантину вверх.

    Синий город Шефшауэн

    Ну вот и желанный город. Собственно, ради него я и отправилась в это путешествие. Меня, как девочку, манили небесно-голубые стены старого города. Я спала и видела, как буду часами бродить по медине и тщательно подбирала платье для свидания с Шефшауэном.

    Это второй большой город после Феса на нашем пути. Высадили нас на рынке, а там шум, гам, все быстро стараются скупиться и бежать домой, солнце село – можно есть. В этой суматохе к нам подбежал местный, начал предлагать жилье, а когда мы ответили, что нам есть где жить, начал предлагать гашиш – по 1 евро за грамм.

    Включили GPS и отправились немного вверх, там, согласно MAPS.ME, был кемпинг. Я сразу сказала ребятам, что больше 4 евро не дам. Будем торговаться, если что. От места, где нас высадили, и до кемпинга мы прошли приблизительно 600 м.

    Нам повезло: проживание стоило менее 4 евро. 30 дирхам с человека и 20 дирхам палатка. Вышло 11 евро на троих. Душ стоил еще 10 дирхам, но горячей воды там не оказалось, поэтому, приняв холодный душ, мы решили не платить.

    Долгое время город считался священным, и посещать его было запрещено под страхом смерти. До начала XX века в Шефшауэне побывало всего три европейца. И это несмотря на свою близость к Средиземному морю, Гибралтарскому проливу, Испании и Португалии!

    Первым был известный французский исследователь Африки и миссионер Шарль Эжен Фуко (Charles Eugene de Foucauld, 1858–1916), прибывший в Шефшауэн в 1883 году. Он переоделся в раввина и пробыл в городе всего час. Вторым был корреспондент лондонской «The Times» Уолтер Харрис (Walter Harris), путешествовавший по Марокко в конце 1880-х годов. Он проник в город под видом мавританского торговца и некоторое время пожил там как бродяга. Третьему повезло меньше всех. Это был американский миссионер Уильям Саммерс (William Summers), который во время своего посещения города в 1892 году был отравлен.

    И только после франко-испанского соглашения от 27 ноября 1912 года испанские войска вступили в Шефшауэн, открыв его для внешнего мира.

    Согласно библейским заветам, синие и голубые оттенки символизируют молитвенное покрывало талит (талес) и напоминать о Боге. И чтобы быть ближе к Богу, местные красили свои дома в небесные цвета.

    Здравствуй, море

    Дальше наш путь лежал к городку со смешным названием Мдик. Нашей целью было разбить лагерь на пляже. До этого вечера мы не видели, как ужинают местные, а здесь семьи накрывали столы прямо на пляже. Мы тоже купили арбуз и отправились на пляж. Но к нам тут же подбежал парень и сказал, что места платные, поэтому мы переместились на песок. А так как мы летели с ручной кладью и у нас не было ножа, то арбуз мы кололи самым острым, что у нас было, – ложкой.

    Доев арбуз, решили немного отойти от городского пляжа и поставить на берегу моря палатку. Но тут MAPS.ME нас подвело. Все береговая линия на протяжении 5 км была за высоким забором, а у нас показывало просто пляж. Так мы шли вдоль ограды и гадали, что там такого, что территорию охраняют люди с автоматами.

    Через час мы оказались на пляже, нашли небольшой проход между двумя отелями и вышли к морю. Там тоже была охрана, которая от скуки бродила по пляжу около своего отеля, но нам очень хотелось спать и было все равно. Сил готовить ужин у нас не было, рухнули в палатку и заснули.

    Просыпаться под звуки прибоя и крики чаек мне нравится больше всего. А принимать водные процедуры с утра – это вообще кайф. Море, конечно, не 25 градусов, а где-то 19, но мы не смогли удержаться. В этом месте мало что напоминает о Марокко, ощущалась близость Испании, которая была всего в 15 км. На фото не видно, но пляж очень грязный, повсюду валялись бутылки и обертки. Территории отелей тоже выглядели неухоженными, чувствовалось, что до начала курортного сезона еще много времени.

    Северная часть Марокко – это далеко не пустыня, а довольно зеленый регион, где есть и горы, и поля с фруктовыми деревьями. Каждые 80 км уже другой, не похожий на предыдущий город. А люди в деревнях открытые и простые.

    Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!

    Гид, фотографирую и веду блог о путешествиях. Имею второй разряд в альпинизме. В горы хожу более 8 лет, объездила с рюкзаком 22 страны.

    Получаю огромное удовольствие от путешествий и стараюсь привить эту любовь другим. 

    Загрузить еще