Вайолетт Джессоп родилась в Аргентине, в многодетной семье ирландских эмигрантов. Вайолетт была старшей из девяти детей, трое ее братьев и сестер умерли в детстве. Сама она тоже могла умереть, заразившись туберкулезом, но, вопреки прогнозу врача, выжила.
После смерти отца семья перебралась обратно в Великобританию, где мать Вайолет нашла хорошую работу — стюардессы на почтовом корабле. Но когда мать заболела и слегла, Вайолет, бросив монастырскую школу, вышла на работу вместо миссис Джессоп. Поначалу ее не хотели брать — стюардессами обычно служиди женщины среднего возраста, с которыми не заигрывали пассажиры, а она была юной и хорошенькой. Так что для собеседований Вайолет старалась одеться как можно проще, чтобы скрыть красивую фигуру. В итоге ее все же взяли — сначала на почтовый корабль, а позже — в крупнейшую британскую судоходную компанию White Star Line.
«Олимпик»: столкновение с крейсером
Это был первый из из трех лайнеров-близнецов класса «Олимпик», построенных компанией в стремлении обогнать своего главного конкурента Cunard Line. Три корабля — «Олимпик», «Титаник» и «Гигантик» — были, по существу, предвестниками роскошных круизных лайнеров. На корабле имелись бассейн, корт для сквоша, спортзал, хамам. Не только первый, но и второй, и третий класс были гораздо комфортнее, чем на судах конкурентов. Большое внимание инженеры-конструкторы уделяли безопасности — это привлекало состоятельных клиентов. Наконец, это были самые большие на тот момент суда в мире. Чтобы они могли пришвартоваться в порту, пришлось углублять дно.
Вайолет Джессоп полюбила новую службу — ей нравилась команда и элегантная обстановка судна. За 21-летней девушкой ухаживали пассажиры, она получала предложения руки и сердца, но вела себя скромно, как и полагается выпускнице монастырской школы.
В сентябре 1911 года, всего через несколько месяцев после спуска на воду, «Олимпик» столкнулся с британским военным крейсером «Хоук», когда они проходили через узкий пролив между Саутгемптоном и островом Уайт. «Хоук», пытаясь обогнуть лайнер, потерял управление и ткнулся носом в борт «Олимпика», пробив большую дыру выше ватерлинии. Хотя оба судна были повреждены в результате столкновения, никто не пострадал. «Олимпик» перегрузил пассажиров на другой пароход и отправился в док на ремонт. Для Вайолет это был первый опыт кораблекрушения, к счастью, нетравматичный.
Для компании White Star Line дело вылилось в крупный судебный иск от ВМС, и ей пришлось заплатить за ремонт крейсера, хотя по современным правилам виноват в столкновении был капитан крейсера, обгонявшего лайнер на слишком большой скорости и слишком близко.
«Титаник»: кораблекрушение века
После «Олимпика» Вайолет перешла на «Титаник». По ее воспоминаниям, она не хотела идти в первый рейс корабля, но уговорили коллеги. 10 апреля 1912 года Вайолетт Джессоп вместе с другими членами экипажа поднялась на борт. В этом рейсе капитаном был тот же Эдвард Джон Смит, а помощниками — те же Мэрдок и Лайтоллер, что и на «Олимпике» в том неудачном рейсе.
На фото: капитан Эдвард Джон Смит (справа) и главный эконом корабля Макэлрой.
Обслуживающий персонал корабля радовался комфортабельности своих кают. Вайолет вспоминает, что все очень любили конструктора «Титаника» и директора компании, Томаса Эндрюса, который тоже вышел в первый рейс, чтобы отметить все недочеты, которые нужно исправить. В частности, он расспрашивал команду и стюардов об улучшениях, которые можно внести в планировку их кают, был всегда приветлив и подбадривал служащих.
Вайолетт имела привычку перед сном гулять по палубе, и 14 апреля тоже прошлась, а затем отправилась в каюту. Была тихая безлунная ночь, что послужило одной из причин того, что вахтовый матрос заметил айсберг слишком поздно: в свете луны асберг бы блестел, а при небольшом волнении у подножия ледяной горы образовались бы белые «барашки». Сам айсберг был «черным» — он ранее перевернулся в воде и потемнел.
Мисс Джессоп уже засыпала на своей койке, когда корабль вздрогнул от толчка, столкнувшись с айсбергом. Вместе с другими стюардессами Вайолет надела пробковый спасательный жилет и поднялась на верхнюю палубу, где спокойно гуляли пассажиры первого класса. Очевидно, еще никто не осознал серьезности положения. Ведь «Титаник» рекламировался как непотопляемый.
Вайолет и ее подруги стояли у борта и наблюдали, как офицеры сажают в шлюпки женщин из первого класса. Те боялись заходить в качающиеся лодки, плакали, цеплялись за мужей. Тогда офицер приказал Вайолет и еще нескольким стюардессам сесть в лодку, чтобы показать, что это не опасно. Когда мисс Джессоп села в шлюпку №16, офицер положил ей на колени младенца: «Позаботьтесь о нем».
Начались долгие часы ожидания и ужаса, пока «Титаник» медленно погружался в воду, а затем корпус развалился надвое.
«На один кошмарный момент пустая, туманная мгла окутал нас одиночеством, затем незабываемый, мучительный крик вырвался из 1500 отчаянных глоток, долгий вой, затем тишина, и наше крошечное судно осталось во власти ледяного поля», — вспоминала мисс Джессоп в мемуарах.
Через 8 часов Вайолет вместе с другими женщинами поднялась на борт «Карпатии», принадлежавшей Cunard Line. «Карпатия» оказалась ближе всего к тонущему «Титанику» и шла на всех парах, но прибыла на место только через 2 часа после того, как корабль полностью затонул.
На фото: шлюпка с выжившими пассажирами «Титаника» приближается к борту «Карпатии». Их гораздо меньше, чем расчетное количество мест — 65.
Вайолет сильно замерзла и была ужасно подавлена, как большинство спасшихся. Она сидела на палубе «Карпатии», прижимая к себе чужого младенца, когда к ней вдруг молча подбежала женщина и выхватила ребенка. Видимо, это была мать малыша, спасшаяся на другой лодке.
Стюардесса была убеждена, что спасла ее некая еврейская молитва, переведенная на английский: листок с молитвой ей дала накануне отплытия старая ирландка, знакомая Вайолет. Молитва «помогала от воды и огня». Вайолет, истовая католичка, твердила эту молитву каждый вечер с первого дня плавания.
На фото: выжившие стюарды «Титаника» на слушаниях по делу о гибели корабля 29 апреля 1912 г.
«Британник»: мясорубка войны
Большинству людей вполне достаточно попасть в кораблекрушение однажды, чтобы больше никогда не подниматься на борт корабля. Но четыре года спустя Вайолет, теперь уже медсестра британского Красного Креста, оказалась на борту третьего судна, принадлежавшего White Star Line. Этот лайнер, изначально именовавшийся «Гигантиком», был переименовал в «Британник» после гибели «Титаника», чтобы избежать неприятных ассоциаций («гигант», «титан»). Когда его спустили на воду, уже шла Первая мировая война, и государство реквизировало «Британник» для нужд флота: его переоборудовали в плавучий госпиталь.
Судно, окрашенное в общепринятые цвета плавучего госпиталя (белые борта с зеленой полосой и красными крестами на ней), могло рассчитывать на неприкосновенность согласно Женевскому соглашению. Однако мины не различают цветов. 21 ноября 1916 года «Британник» напоролся на немецкую мину в Средиземном море, недалеко от греческого острова Кеос. За гибелью корабля наблюдали с немецкой подводной лодки.
«Британник» затонул быстрее «Титаника», всего за 55 минут, но благодаря гораздо большему количеству спасательных шлюпок погибло только 30 человек, а 1035 спаслись — их подобрал военный британский крейсер. Однако Вайолет Джессоп была в числе тех, кто должен был погибнуть — она спаслась почти чудом.
Первые две шлюпки спустили на воду слишком рано, еще когда гребной винт не остановился. Медсестра Джессоп села в одну из них. Когда шлюпки оказались в воде, их потащило к винту. Вайолет успела выпрыгнуть в последнюю секунду и, вынырнув, увидела, как лодка с ранеными попадает под винт, как в мясорубку. «Я открыла глаза и увидела неописуемую сцену бойни, которая заставила меня снова зажмуриться». Однако Вайолет и саму затащило течением под киль, об который она ударилась головой. Но все-таки смогла выплыть, и ее втащили в другую шлюпку. Спустя годы она пожаловалась врачу на частые головные боли; оказалось, у нее трещина в черепе. Очевидно, от гибели Вайолет спасли густые волосы, смягчившие удар.
Приобретя прозвище «мисс Непотопляемая», Вайолет Джессоп, несмотря на все пережитые потрясения, продолжила служить на кораблях, в том числе дважды совершила кругосветный круиз на лайнере «Бельгенланд».
В конце 1930-х годов она недолго была замужем за моряком торгового флота, но детей у нее не было. Выйдя на пенсию, Вайолет Джессоп поселилась в Саффолке, держала кур и ухаживала за садом. Однажды ночью ее разбудил телефонный звонок. По воспоминаниям Вайолет, женский голос спросил, действительно ли она спасла ребенка в ночь гибели «Титаника». Когда миссис Джессоп ответила, что да, женщина на том конце провода засмеялась и сказала: «Я была тем ребенком». Однако по сей день имя спасенного Вайолет младенца остается неизвестным — это не удалось установить путем сличения показаний других выживших.
Вайолет Джессоп умерла от сердечной недостаточности в 1971 году, в возрасте 83 лет. Ее мемуары, наряду с мемуарами других выживших, неоднократно использовали для создания книг и сценариев, в том числе оскароносного «Титаника» 1997 года.
Читайте также:
Погружение к Титанику станет самым дорогим туром в мире
Американская экспедиция исследовала самое глубокое кораблекрушение в истории