• Как теория разбитых окон изменила Нью-Йорк.Вокруг Света. Украина
    фото: Shatterstock
    Интересно
    Четверг, 9 июня 2016

    Как теория разбитых окон изменила Нью-Йорк

    Достигнув пика в 1990 году, бушевавшая в Нью-Йорке преступность резко пошла на спад. Причиной кардинального улучшения ситуации стало применение «теории разбитых окон» в городском масштабе.

    В 1980-х годах Нью-Йорк был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории. Каждый день в городе совершалось более  1 500 тяжких преступлений, в том числе 6-7 убийств. Ходить по улицам ночью было крайне опасно, а ездить в метро было рисковано даже днем. В подземке грабители и попрошайки были обычным делом. Сырые платформы едва освещались, в вагонах было холодно и грязно, а стены и потолок были сплошь изрисованы граффити.

    Казалось, что выхода не существует, но на помощь пришла теория, сформулированная криминалистами Уилсоном и Келлингом. Они утверждали, что преступность — это результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то прохожие решают, что порядка нет, никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты другие окна, а чувство безнаказанности распространится на всю округу. А там рукой подать и до серьезных преступлений.

    Подтверждает эту теорию и канадский социолог Малкольм Гладуэлл, специалист по социальным эпидемиям. Он считает, что человек нарушает закон не столько из-за дурной наследственности или плохого воспитания, сколько из-за влияния окружения.

    Так что же происходило в Нью-Йорке?

    В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор начал работу с борьбы с граффити. В конце маршрутов установили мойки. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, если не успевали, то вагон выводили из эксплуатации. Грязные и чистые вагоны не смешивались.

    В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Первым делом он взялся за безбилетников. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. Окружающие видели это и сами искали пути, чтобы не платить за проезд. Проблема росла как снежный ком.

    Для борьбы с «зайцами» возле турникетов поставили переодетых полицейских. Они выхватывали нарушителей, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Безбилетники стояли у всех на виду, пока не завершалась «большая ловля». Потом их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и проверяли по базе данных. У многих находили оружие и проблемы с законом.

    В 1994 году мэром Нью-Йорка был избран Рудольф Джулиани. Он назначил Браттона шефом полиции города. Теория разбитых окон получила шанс на применение в общегородском масштабе.

    Полиция заняла жесткую позицию в отношении мелких правонарушений. Арестовывали всех, кто пьянствовал и буянил в общественных местах, кто сорил и мочился на улице, разрисовывал стены и пытался проехать без билета. И эпидемия была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал одним из самых безопасным мегаполисов Америки.

    Загрузить еще