• Кровь динозавров была теплой.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Вторник, 18 февраля 2020

Кровь динозавров была теплой

Такой вывод палеонтологам Йельского университета подсказала яичная скорлупа.

Представлению о динозаврах как о хладнокровных животных мы обязаны фильмам вроде «Парка Юрского периода». Однако это, скорее всего, заблуждение.

Исследователи из Йельского университета (США) предположили, что по гигантским телам динозавров текла теплая кровь. Такой вывод палеонтологи сделали на основании анализа окаменелой яичной скорлупы этих животных.

Участница исследований, доктор Робин Доусон напомнила, что динозавры находятся в эволюционной точке между теплокровными птицами и хладнокровными рептилиями.

Однако команда палеонтологов предположила: динозавры все же имели более высокую температуру тела, чем считалось ранее.

Как палеонтологи открыли теплокровность динозавров?

Исследователи изучили окаменелости яичных скорлупок троодона – относительно небольшого птицеподобного динозавра-хищника, утконосого растительноядного майазавра и крупного зауропода, который также питался растениями.

Проанализировав порядок атомов кислорода и углерода в окаменелой яичной скорлупе, исследователи сумели рассчитать внутреннюю температуру тела мамы-динозавра. Этот процесс называется «палеотермометрия».

Поскольку яйца образуются внутри динозавров, они представляют собой древние термометры, заметила Пинчелли Халл, доцент кафедры геологии и геофизики Йельского университета.

Фото: Shutterstock

Чтобы установить температуру окружающей среды того времени, когда откладывались яйца, исследователи провели подобный анализ окаменелостей хладнокровных беспозвоночных.

В результате тестируемые образцы указали на то, что температура тела динозавров была выше, чем окружающей среды.

Исследователи пришли к выводу: в отличие от рептилий, которые зависят от тепла окружающей среды, динозавры были способны генерировать тепло внутри себя.

Причем у разных динозавров температура была различной.

К примеру, у троодонов она была выше температуры окружающей среды на 10 градусов Цельсия, у майазавра – на 15° C.

Результаты исследования указали на развитую способность динозавров метаболически повышать свою температуру, сказала Робин Доусон.

Были динозавры холодно- или теплокровными – давняя дискуссия палеонтологов мира. Точно так же долгое время вызывало споры утверждение, что у некоторых динозавров были перья. Сегодня наука этот факт уже доказала. Доктор Доусон предположила, что перьевой покров помогал динозаврам сохранять тепло.

Результаты научной работы опубликованы в журнале Science Advances.