• Почему вымерли динозавры.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Вопрос-ответ
    Среда, 20 января 2021

Почему вымерли динозавры

Причина вымирания динозавров, господствовавших на Земле более 150 миллионов лет, до сих пор является самой большой загадкой палеонтологии.

С тех пор как британский палеонтолог Уильям Баклэнд описал первый скелет динозавра в 1820-х годах, появились десятки предположений о том, что могло погубить этих мощных животных. Рассматривались и изменения климата, и тектонические сдвиги, и конкуренция с млекопитающими, и эпидемии, и вулканическая активность, и многое другое. Но самой интригующей всегда оставалась идея о том, что динозавры вымерли вследствие планетарной катастрофы — падения на Землю огромного астероида. Эта гипотеза появилась в 1980 году, но только в 2019-м ученые смогли убедительно ее доказать. На сегодняшний день так называемая версия импакта (столкновения крупного небесного тела с поверхностью планеты) является приоритетной. Тем не менее существование нескольких «но» все еще не позволяет назвать ее единственной.

Когда вымерли динозавры

Динозавры, а вместе с ними морские и летающие ящеры, моллюски, водоросли и подавляющее большинство других живых существ исчезли около 66 миллионов лет назад, на границе мелового и палеогенового периода. В науке это событие называется мел-палеогеновым вымиранием. Период вымирания определили по тому, что в более поздних отложениях останки динозавров не встречаются.

Когда появилась версия об астероиде

В 1980 году американский физик Луис Альварес вместе с сыном Уолтером, геологом по специальности, предложил метеоритную гипотезу мел-палеогенового вымирания. Ее основой послужила открытая учеными в морских отложениях мел-палеогеновая граница — тонкая полоса каменной породы с аномальным количеством металла иридия. Иридий практически не встречается в поверхностном слое Земли, зато кометы и астероиды им полны. Эта граница разной толщины встречается практически по всей планете и датируется концом мелового периода, последнего периода мезозойской эры — началом палеогенового периода, первого периода кайнозойской эры. То есть возраст границы оценивается примерно в 66 миллионов лет.

Двумя годами ранее, в 1978 году, ученые обнаружили Чикшулуб (или Чиксулуб)  — древний ударный кратер, расположенный на полуострове Юкатан. Он был долгое время скрыт от науки из-за огромных размеров (диаметр кратера около 180 км) и частичного заполнения водами Мексиканского залива. Кратер обнаружили случайно во время геофизических исследований на дне залива. Время его образования оценили в 66 миллионов лет. Мир узнал об этом открытии лишь в начале 1990-х, когда была опубликована исчерпывающая научная статья о находке.

Ученым осталось лишь связать эти два открытия, а затем сопоставить их с временной границей находок костей, чтобы получить астероидную теорию гибели динозавров.

Причины вымирания динозавров

Столкновение Земли с астероидом, размер которого оценивается в 10-12 км, вызвало апокалиптические последствия. Достаточно сказать, что образовавшееся от удара цунами должно было иметь высоту до 100 м, а фонтан земной породы вышел за пределы гравитационного поля нашей планеты, и теперь эти частицы наверняка можно обнаружить на Марсе или лунах Сатурна и Титана. Пожары, вызванные пролившимися на землю раскаленными осколками, уничтожили до 70% леса на всей планете.

Но все эти разрушения были лишь началом катастрофы. Те животные, которые смогли не утонуть, не сгореть и не погибнуть от взрывной волны, вскоре умерли от голода и холода. Из-за пепла, поднявшегося в небо, более чем на год на Земле воцарилась ночь. Фотосинтез практически прекратился, что погубило большую часть растений, уничтожило фитопланктон в океанах и вызвало резкое снижение уровня кислорода в атмосфере. Сама Земля стала ядовитой.

Новые доказательства теории астероида

В 2019 году, через 200 лет после открытия первого динозавра, американский ученый Роберт Де Палма представил отчет о сенсационной находке, сделанной им несколькими годами ранее в Северной Дакоте (США), в 3 тысячах километров от Юкатана. На небольшом участке он обнаружил останки пресноводных рыб, наземных позвоночных, деревьев, веток, морских аммонитов и других существ, которые никак не могли оказаться в одном месте, если бы их не принесло гигантской волной. Геохимики выяснили, что подавляющее большинство образцов содержит частицы породы, которые родом из региона кратера Чиксулуб: ею были забиты жабры рыб, она застыла в  смоле деревьев и др. Это доисторическое кладбище стало памятником мгновенной гибели флоры и фауны в момент падения астероида и многое рассказало ученым о последнем дне динозавров.

Недостатки астероидной теории гибели динозавров

Окончательно признать импактную гипотезу ученым мешает несколько причин. Во-первых, часть видов, в том числе предки птиц, которые также были динозаврами, пережили катаклизм. Почему они смогли, а их ближайшие родственники ящеры – нет?

Во-вторых, существует несколько свидетельств того, что отдельные виды динозавров встречались в палеоцене, то есть избежали мел-палеогенового вымирания.

В-третьих, ученые отмечают, что еще за три метра до мел-палеогеновой границы практически нет находок динозавров, что указывает на значительное сокращение популяции и дает основание предполагать, что вымирание началось задолго до падения астероида, а космическая катастрофа лишь ускорила процесс.

Очевидно, для окончательной победы астероидной версии необходимо очередное сенсационное открытие сродни кладбища в Дакоте. Но, возможно, его придется ждать еще 200 лет.

Фото: Depositphotos