• Профессия авиадиспетчер: тот, кто разводит самолеты.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Интересно
    Пятница, 20 октября 2017

    Профессия авиадиспетчер: тот, кто разводит самолеты

    В Международный день авиадиспетчера мы рассказываем о специфике одной из самых трудных профессий в мире.

    Профессия авиадиспетчера – одна из наиболее опасных и ответственных в мире. Отвечая за порядок движения самолетов в небе, они, как саперы, не имеют права на ошибку.

    Рабочий день авиадиспетчера начинается с медосмотра. Специалиста ничего не должно отвлекать от выполнения своих должностных обязанностей, поскольку он отвечает за жизни сотен пассажиров. Затем диспетчер проходит инструктаж (о состоянии погоды и движению самолетов на текущий момент) и принимает дежурство от коллеги.

    1. У каждого диспетчера свой фронт работы

    Все воздушное пространство делится на зоны, и каждый диспетчер руководит движением в рамках зоны своей ответственности. Один диспетчер составляет суточный план полетов, второй контролирует движение самолетов по территории аэродрома, третий отвечает за взлет и посадку. И за воздужное пространство на разной высоте также отвечают разные диспетчеры.  

    Диспетчеры постоянно отслеживают обстановку с помощью специального монитора и находятся на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

    Аэропорт Цюриха, Швейцария

    Фото: Shutterstock

    2. Медлительным здесь не место

    В зоне ответственности одного авилиспетчера может находится до 20 самолетов сразу, поэтому времени на раскачку или долгие размышления у него нет. Он должен уметь быстро рассредоточить самолеты на безопасное расстояние (между суднами должно быть не менее 3 км), принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и вовремя передать новые данные членам экипажа.

    3. Выходные? Нет, не слышали

    Одной из особенностей профессии авиадиспетчеров является режим работы. Диспетчеры работают посменно и по скользящему графику: четыре рабочих дня по схеме «день – утро – ночь», один день на то, чтобы отоспаться, и два полноценных выходных. При этом режим работы диспетчера не должен превышать 36 часов в неделю, а отпуск составляет целых 67 дней в год.

    Такого понятия, как праздник или отгул, у авиадиспетчеров нет. Они работают когда придется: днем, ночью, на Рождество, в выходные, во время семейных торжеств и т.д. Диспетчер не может просто встать и уйти с работы пораньше или отложить часть дел на завтра – если что-то нужно сделать, это нужно сделать прямо сейчас.

    Фото: Shutterstock

    4. Глаза лучше радара

    Даже самые точные приборы дают сбой, и тогда авиадиспетчеру приходится полагатся на весь масшаб своих знаний и органы чувств. В частности, все диспетчеры способны определить направление и скорость ветра по ветроуказателю, а также оценить уровень видимости по ориентирам вокруг: соседним зданиям, водонапорным башням, вышкам сотовой связи и т.д.

    Когда самолет спускается до определенной высоты, радар заменяет бинокль, а когда он идет на посадку, диспетчер наблюдает за ним невооруженным глазом. 

    5. Стресс – это нормально

    Главные враги авиадиспетчера – плохая погода и чрезвычайные ситуации. Зимой гололед и снегопады снижают пропускную способность аэропортов и усложняют взлет и посадку самолетов. А летом их приходится перенаправлять из-за гроз во избежание сильной турбулентности. Все это дополнительный стресс к и без того напряженной работе диспетчера.

    Избавиться от него, по мнению самих диспетчеров, помогают сон, здоровый образ жизни, занятия спортом и общение с близкими.

    По материалам thePointsGuy и «ПрофГид».

    Читайте также:

    Успеть за 80 секунд: самый короткий регулярный авиарейс в мире

    «А где капитан?», или Как работается женщинам-пилотам

    7 вещей о пассажирах, которые стюардесса узнает всего за 3 секунды

     

     

    Загрузить еще