• Сколько еще прослужит космический телескоп Хаббл?.Вокруг Света. Украина
    Среда, 10 марта 2021

Сколько еще прослужит космический телескоп Хаббл?

Этот вопрос вполне закономерно возник после того, как Hubble в очередной раз перевели в безопасный режим из-за ошибки в программном обеспечении.

На днях 31-летний телескоп, который курируют NASA и Европейское космическое агентство (ESA), перешел в «спящий» режим. Означает ли это, что опытный исследователь космических пространств – на последнем издыхании? Или же ему еще рано отправляться на пенсию?

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA, НАСА) объявило: космический телескоп Хаббл вновь перешел в безопасный режим. Официально озвученная причина: «ошибка бортового программного обеспечения».

Сотрудники управления утверждают, что на исследовательские системы телескопа это никак не повлияло. При этом все научные операции приостановлены, пока экипажи на земле не устранят проблему. НАСА не сообщило, что именно вызвало этот сбой и что делается для его устранения.

«Спящий» режим – не приговор

Эксперты уверяют, что бояться за судьбу телескопа, запущенного еще в далеком 1990 году, не стоит. Космические аппараты, подобные Хабблу, переходят в безопасный режим всякий раз, когда возникает какая-то аномалия.

Безопасный режим означает, что телескоп перестает отслеживать цели и собирать данные. Он просто следит за тем, чтобы его солнечные батареи продолжали поддерживать его же питание.

Последний раз Hubble был переведен в «спящий» режим в 2018 году. Тогда возникла проблема с двумя его гироскопами, необходимыми для правильной ориентации Хаббла на орбите. Телескоп вернулся в строй через три недели.

Вот и новая программная ошибка должны быть точно так же устранена, говорят астрономы Хаббла.

В настоящее время на борту «Хаббла» работают четыре основных научных инструмента. Поэтому даже если один или два из них перестанут работать, остальная часть обсерватории может сделать еще много важных научных открытий. Телескоп построен с большим количеством резервов, поэтому отдельные сбои вовсе не обязательно должны останавить всю систему.

По последним прогнозам, Хаббл будет работать до 2026 года

Так или иначе, а последний инцидент еще раз напомнил о том, что телескоп уже в почтенном возрасте. 31 год службы – это намного больше, чем от него изначально ожидали.

В последний раз стареющее оборудование Хаббла обслуживалось в 2009 году астронавтами космических шаттлов. Тогда инженеры подсчитали, что телескоп будет нормально работать как минимум до 2016 года, рассказал Том Браун, руководитель миссии Hubble в Научном институте космического телескопа в Балтиморе. Но телескоп так просто не сдался.

По самым последним оценкам, Хаббл будет продолжать заниматься наукой по крайней мере до 2026 года, а, возможно, и дольше.

Фото со страницы Hubble в Facebook

Hubble принимал участие практически во всех астрономических исследованиях: изучал планеты Солнечной системы; всматривался в далекие звезды, галактики, сверхновые, туманности и другие астрофизические объекты и явления; изучал происхождение Вселенной и делал ее потрясающие фото.

Чем заменят Хаббл?

В октябре этого года будет запущен космический телескоп «Джеймс Уэбб» (JWST), оснащенный передовым исследовательским оборудованием. Его называют преемником телескопа Hubble. Две космические обсерватории объединят свои усилия и, как рассчитывают ученые, сделают еще немало удивительных открытий.

При этом планов относительно отдельной служебной миссии Хаббла нет. Если вдруг все же произойдет катастрофический сбой, который полностью отключит телескоп, вряд ли НАСА дает разрешение на ремонт системы, которой более трех десятилетий.

Фото со страницы Hubble в Facebook

Так чем же заменят телескоп, когда он, наконец, соберется на пенсию? По словам Тома Брауна, в разных странах зарождаются замыслы по выводу на орбиту новых миссий, которые могли бы претендовать на ту нишу исследований, которую долгие годы занимает Хаббл.

Индийский космический телескоп Astrosat в настоящее время ведет УФ-наблюдения из космоса, но с гораздо меньшей апертурой.

В 2024 году Китай планирует запустить космический телескоп под названием Xuntian. Китайские астрономы заявили, что он будет наблюдать область космоса в 300 раз большую, чем Хаббл.

Фото с сайта Hubblе

Истинным преемником Хаббла может стать предложенный НАСА космический телескоп Large Ultraviolet Optical Infrared Surveyor (или LUVOIR). Эта обсерватория общего назначения способна вести наблюдения в нескольких длинах волн (включая инфракрасные, оптические и ультрафиолетовые).

Но, как бы там ни было, а без телескопа Hubble сложно представить современную астрономическую науку. Мировое космическое сообщество наверняка почувствует потерю, когда Хаббл перестанет работать, полагает Том Браун.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», Hubble нашел необычную галактику, похожую на булочку с корицей.

По материалам Technology Review