Евреи появились в этом городе на границе Галиции и Волыни практически со дня его основания в 1597 г. С 1601 г здесь существовала Еврейская улица, которая вела к Еврейским воротам — одним из четырех ворот городской стены.
В 1687 г община получила разрешение на строительство каменной укрепленной синагоги на месте сгоревшей деревянной, причем, камень для храма владелец города король Ян ІІІ Собесский разрешил брать из своих каменоломен. Открытая в 1698 г синагога «Собески шул» стала одним из крупнейших в Европе оборонительных сооружений в стиле позднего ренессанса — ее архитектором, вероятно, был личный «муратор» польского короля Петр Бебер. Говорят, она выглядела столь изысканно, что католическое духовенство запретило белить здание, дабы оно не затмило красоту местных костелов. Синагога сразу вошла в систему городских укреплений, да и сама, благодаря мощным стенам с бойницами, могла использоваться как сторожевая башня, на крыше которой даже размещалась артиллерия. В XVIII столетии к синагоге пристроили западную часть и контрфорсы.
С середины XIX в городе развивается меховая промышленность, в которой заняты сотни еврейских рабочих. Это не могло не сказаться на демографии — в 1890 г из семи тысяч горожан более половины составляли евреи. Община содержала Талмуд-Тору, сиротский приют, просветительные и благотворительные учреждения. Не забывали и о синагоге — в 1908 г была выполнена роспись интерьера, а в 1935 г здание отремонтировали.
Вторая мировая пришла в польскую Жовкву 18 сентября 1939 г, когда ее оккупировали немцы, правда, всего на 6 дней, поскольку 24 сентября город в соответствии с пактом Молотова — Риббентропа вошел в состав СССР. Сюда, спасаясь от нацистов, устремились сотни еврейских беженцев, часть из которых была выслана в глубь Советского Союза летом 1940 г.
Всерьез и надолго немцы заняли город 28 июня 1941 года и уже на следующий день попытались взорвать синагогу. Взрывом были разрушены перекрытия, опорные колонны и женская галерея, но здание выстояло.
В 1955 — 1956 гг синагогу частично восстановили, воссоздали утраченные своды молитвенного зала, отреставрировали крышу и впервые отштукатурили стены. В 1963 г здание внесли в Реестр памятников архитектуры, что не мешало использовать его как склад до начала 1990-х. В 1980 г возникла идея перепрофилировать синагогу в музей, но она так и осталась нереализованной. В 2000-х начавшаяся было реставрация из-за нехватки средств быстро сошла на нет.
На сегодняшний день евреев в городе нет, на месте еврейского кладбища — рынок. Собственно, и потомков коренных горожан, живших здесь до войны, почти не осталось — евреев уничтожили, поляки выехали, многие украинцы мигрировали в крупные города. Тем не менее Жовкву сложно назвать городом без прошлого — здесь 55 памятников архитектуры, а центральная часть имеет статус историко-архитектурного заповедника.
В прошлом году в ходе археологических раскопок поблизости городской синагоги были обнаружены фрагменты еврейского квартала — в частности, утварь с еврейскими клеймами, ханукия конца XIX — начала XX в и т.п. При этом единственным уцелевшим объектом, напоминающим о еврейской общине, остается синагога.
Нынешняя попытка найти средства на реставрацию синагоги, пребывающей в аварийном состоянии, — далеко не первая. Реставрационные работы оцениваются в € 1,3 млн — эти средства городские власти надеются привлечь при помощи проекта COMUS под эгидой Совета Европы и Европейской Комиссии.
Если одну из известнейших синагог Европы удастся восстановить, то следующим шагом дирекция местного историко-архитектурного заповедника видит создание туристического центра для евреев-паломников, что потребует восстановления здания еврейской школы и соответствующей инфраструктуры.
По материалам Хадашот
Читайте также:
Евреи эмигрируют из Франции в Израиль
Паломничество хасидов в Умань: Зачем евреи едут в Украину
10 интересных фактов о Иерусалиме
Меджибож: священный город хасидов и величественные руины древнего костела