Термин «страдающие художники» был придуман, чтобы описать жизнь таких мастеров, как Ван Гог, Тулуз-Лотрек или Пикассо. Считается, что они создали свои гениальные произведения в период глубочайшего личного несчастья.
Но действительно ли ценные произведения искусства порождают страдания?
Согласно исследованию, обнародованному в журнале Management Science, тяжелые личные обстоятельства, повлиявшие на создание произведения искусства, на самом деле уменьшают его ценность.
Психологи из Принстонского университета изучили стоимость более 10 тыс. картин, кисти французских импрессионистов, и 2 тысяч полотен 15 известных американских художников, творивших с 1990 по 1920 годы. Они сопоставили даты смерти их друзей и родных с аукционной ценой произведений. И обнаружили, что любые полотна, созданные в год утраты близких людей, стоили на 35% меньше по сравнению с остальными работами из каталога художника.
Это влияние утраты длилось не дольше года и не зависело от значимости события — потери друга, любимой или долгожданного первенца.
Авторы также решили проверить, сказался ли открытый ими «эффект утраты» на вероятности включения картин в коллекцию музея. Исследователи искали информацию о художниках, полотна которых уже находятся в собраниях Метрополитен, Чикагском институте искусства, Национальной художественной галерее и музее д’Орсе. Оказалось, что картины, созданные в год смерти родных и друзей, реже попадали в музейные коллекции.
Однако картины Пикассо так называемого «голубого периода», бьющие рекорды на аукционных торгах, были созданы, как считают искусствоведы, именно под влиянием самоубийства близкого друга Карлоса Касагемаса.
Напомним, самым дорогим произведением искусства в истории оказалась картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, проданная на аукционе за $450 млн.
По материалам Daily Mail
Читайте также:
Канадская галерея научила картины делать селфи
12 украинских художников оживили картины Ван Гога
Спешите видеть: картина Ван Гога из пластиковых бутылок