Понедельник, 23 марта 2020
Учителя ругали нас за хихиканье на уроке. Между тем смех задумывался природой как социальный инструмент для… обучения! И не только у людей (с. 72 апрельского номера «Вокруг света»).
Вспомним, что юмор — это всегда некая агрессия понарошку, при смехе неспроста обнажаются зубы. А игра — та же агрессия, но с целью обучиться навыкам, необходимым для выживания. Таким образом, смеясь, мы как бы говорим «все хорошо, продолжаем играть». То есть обучаться жизни.
Менее приятная вещь — насмешки. Что в них может быть полезного? Оказывается, это тоже эволюционный инструмент передачи знаний. Будучи осмеянным за некую ошибку, например за подгоревший пирог, человек в мягкой форме получает сигнал агрессии (по сути — неприятия данного поведения) и благодаря негативной эмоции хорошо запоминает необходимое время готовки. Звучит непедагогично. А вот в средневековых книгах для просвещения использовали как раз элементы юмора и насмешки (с. 65 апрельского номера «Вокруг света»).
Получается, мемы имеют отличный потенциал для того, чтобы обучать людей правильным действиям для выживания. Актуально как никогда. К тому же смех помогает справляться со стрессом, так как способствует выработке одновременно повышающих настроение и бодрость эндорфинов и дофаминов, а также успокаивающего серотонина. Больше аргументов в пользу смеха на с. 77.
А еще смех непроизвольно возникает в ситуациях, когда мы пугаемся, а затем узнаем, что опасность миновала. Хочется, чтобы и такой смех зазвучал очень скоро.
Читайте также блоги Елены Миловидовой:
2020 — год счастья! Что на самом деле влияет на его уровень?