• Заповедник ведьм.Вокруг Света. Украина
    Фото: www.dsnews.ua
    Интересно
    Среда, 7 декабря 2016

    Заповедник ведьм

    Как Украине удалось избежать свирепствовавшей в Европе в средние века охоты на ведьм.

    5 декабря 1484 года папа римский Иннокентий VIII издал печально буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), в которой выражал свою поддержку упорных преследований ведьм в некоторых регионах Германии, инициированных доминиканским монахом и инквизитором Генрихом Крамером (более известным под латинизированным именем Инститорис). А уже в 1487 году последний смог выдать одну из самых мрачных и страшных книг в истории — «Молот ведьм», в которой суммировал представления о «преступлениях» ведьм, а также предоставлял инструкцию по расследованию и наказанию этих «преступлений». В издание была включена папская булла, которая служила своеобразным «пропуском» и «талисманом», предоставляя «Молоту ведьм» авторитетность и весомость. «Ведьм», как правило, обвиняли в нападениях на детей и убийствах, насылании болезней и безумия на соседей, вызывании импотенции и бесплодия, порче урожаев и провоцировании бурь.

    Массовость преследований стала возможной из-за веры в то, что существует тайная секта ведьм, которых дьявол рекрутирует в ряды своих сторонников, чтобы вредить и уничтожать христиан. Эти ведьмы якобы заключали сделку с дьяволом, в результате которой обязывались чтить его как своего господина, регулярно приносить ему в жертву младенцев на ночных массовых собраниях — шабашах. 

    Фото: www.dsnews.ua

    Фото: www.dsnews.ua

    Считалось, что во время шабашей ведьмы встречаются с другими ведьмами из округи, а потому во время допросов требовали называть имена союзниц. Признание «ведьм» в этих фантастических преступлениях получали благодаря пыткам: в некоторых странах юристы доказывали, что ведьмовство является чрезвычайным преступлением, а потому можно отбросить правила и ограничения по применению пыток, которые учитывались при расследовании других преступлений.

    Таким образом, наиболее массовые преследования, получившие название «охота на ведьм» имели место только в тех регионах Европы, где разделяли веру в сговор ведьм с дьяволом, существование ведьмовской секты, полеты на шабаши, а также относились к ведьмовству как «чрезвычайному преступлению», требующему чрезвычайных следственных средств. Среди таких регионов были некоторые немецкие княжества, отдельные регионы Франции и Швейцарии. В остальных странах преследования были непостоянными, и количество жертв, как правило, было небольшим.

    В украинских землях ведьм массово и планомерно не преследовали, хотя жалоб в судах было немало. Примечательно, что в городских судах на магдебургском праве при рассмотрении дел о колдовстве руководствовались предписаниями и нормами немецкого уголовного судопроизводства, по которым в качестве наказания ведьм предполагалось сожжение: «Отступник от христианской веры должно быть сожжен. Такой же смертью должны были погибнуть ведьмы». Впрочем, на практике эта норма почти не применялась — в Украине казнью завершилось лишь около 5% дел против ведьм.

    Фото: www.dsnews.ua

    Фото: www.dsnews.ua

    Причина таких различий — совершенно другой тип обвинений против ведьм. Если во многих западноевропейских судах они напоминали кошмары наяву — похищение и убийство младенцев, которых отваривали, чтобы получить «детский жир» для приготовления «ведьмовских мазей», о «варении бурь» в котлах, откуда их выпускали, чтобы те несли разрушения и смерть и т. д. В то же время, в украинских судах, в основном, находим примеры того, что иногда называют «прозаичным колдовством» — обвинение в довольно банальных повседневных конфликтах и страхах.

    Среди примеров — порча урожая. Это одна из проблем, которые могли поразить как отдельную семью, так и целую общину. В судебных материалах из волынского городка Олыка находим упоминание о том, что осенью 1731 года с местным жителем Яцентием Зданевичем случилась неприятность: поздно вечером он возвращался домой и увидел, что у него в огороде виднеется что-то белое. Мужчине стало интересно, что это такое, и он полез посмотреть. Как выяснилось, по огороду голышом ходила теща соседа Никифора Романчука. Зданевич решил, что это какие-то вредные чары, чтобы испортить урожай, и обратился в суд. Обвиненная в колдовстве женщина утверждала, что не ходила голышом, соседу это только померещилось, а на его территории она оказалась, потому что загоняла свиней.

    Еще одной сферой «банального ведьмовства» были родственные конфликты, чаще всего вызванные ревностью, подозрениями или местью. В 1717 году в подольском городке Сатанов Яцко Грекович пожаловался в суде на свою супругу Анну: он обвинял ее в том, что она плохая жена, которая не заботится о хозяйстве, а лишь любит ходить на танцы, где задерживается до полуночи и кокетничает с чужими мужами. Но основным обвинением было то, что мужчина видел, как его жена готовит какое-то зелье. Очевидно, предположил он, для того, чтобы отравить его. В процессе следствия выяснилось, что это были не волшебство и не яд: во время «следственного эксперимента» Анна доказала, что готовила лекарства для себя.

    Достаточно часто в судах о чудо звучали обвинения в насылании болезней — от незначительных до смертельных. Например, в чародейства иногда обвиняли тех, кто выливал в общественных местах грязную воду или высыпал мусор. Но были и более серьезные обвинения.

    Фото: www.dsnews.ua

    Фото: www.dsnews.ua

    Например, в судебных делах иногда упоминается о том, что ведьмы кого-то «съели». Таким образом описывали специфическую «колдовскую болезнь», которую якобы насылали на своих жертв ведьмы. Болезнь имела ряд специфических симптомов: поражала вполне здорового человека неожиданно и внезапно, на теле могли появиться некие «знаки», человека могло парализовать, он быстро бледнел, или наоборот, распухал, и наконец умирал — ведьма окончательно «съедала» его. На самом деле симптомы были настолько разнообразными, что вполне уместно утверждать: единственное, что их связывает, — психоз, один из многочисленных «ведьмовских кошмаров». Еще одним таким кошмаром, который, хоть и редко, можно встретить в материалах украинских судов, был вред детям.

    В украинских судах над волшебницами почти не упоминаются такие фантастические вещи, как полеты ведьм и собрания на шабашах — украинские ведьмы начинают летать и общаться с нечистью только в романтической литературе XIX века. Однако есть одно довольно уникальное дело с кременецкого суда 1753 года, где обвиняемая женщина делится своими фантазиями о таких вещах. Дело началось с обвинений в детоубийстве, и уже в ходе следствия была упомянута «ведьма» Орышка Личманиха, которая помогала женщине избавиться от ребенка еще во время беременности.

    Эта Орышка во время допроса без принуждения начала признаваться в фантастических вещах: учебе у четырех опытных «ведьм», которые учили ее воровать молоко, вызывать дожди и бури, а также делать другие злые вещи. Каждый четверг они будто бы собирались в доме одной из ведьм и оттуда летали на большие сборища. В качестве «лошадей» использовали березовые палки с ликом. Но несмотря на невероятные признания, суд отнесся к женщине скептически и ограничился строгим предупреждением относительно ведьмовства в будущем.

    Перевод статьи Катерины Диса, опубликованной на dsnews.ua

    Читайте также:

    Места силы: топ-5 магических мест Украины

    Самые зловещие места Украины

    Самые красивые кладбища мира

    Япония приглашает на экскурсии по кладбищу

    Самые загадочные гробницы

    Загрузить еще