Мраморный череп Бернини из Дрезденского государственного собрания произведений искусства был подвергнут судебно-антропологическому анализу. Этот подход стал возможен благодаря тщательному вниманию Бернини к реалистичным анатомическим деталям, что заметно контрастирует со стилизованными изображениями черепов и скелетов, обычно встречающимися в эпоху Возрождения и барокко. Это первая судебно-антропологическая экспертиза скульптурного художественного произведения.
Череп был заказан скульптору папой Александром VII через три дня после его избрания на папский престол в 1655 году. Папа держал череп на своем письменном столе как напоминание о непостоянстве и хрупкости жизни на Земле. Реалистичный череп в натуральную величину был вырезан из цельного куска белого каррарского мрамора.
Судебный антрополог Джеймс Т. Покинс использовал стандартные методы исследования, как это делается с биологическим черепом. К ним относятся оценка морфологических признаков пола и происхождения, а также выполнение стандартных измерений черепа.
Он обнаружил, что череп настолько детализирован, что включает в себя множество точных анатомических особенностей, которые можно исследовать так же, как настоящий череп. Бернини соединил нижнюю челюсть и основные кости височно-нижнечелюстными суставами, повторил все черепные швы, даже изобразил неровности, характерные для настоящих черепов, такие как лево-правая асимметрия и отразил потерю зубов, как до, так и после смерти.
Это настолько анатомически правильно, что антрополог смог определить пол, возраст, этническое происхождение и патологии субъекта, как если бы это был настоящий человеческий череп. «Похоже, что Бернини использовал настоящий биологический череп в качестве модели, поскольку он запечатлел детали, изображающие взрослого мужчину европейского происхождения», — сделал вывод Покинс.
Бернини вложил в череп еще массу реалистичных деталей. Например, он изобразил в камне отверстия, через которые нервы и кровеносные сосуды проходят через кость, а также промежутки между верхней и нижней челюстями. И все же мраморный череп Бернини — не идеальная копия реального черепа. Особенно выделяется большое затылочное отверстие, потому что оно значительно больше, чем обычно в человеческом черепе. Это было вынужденным художественным решением, а не ошибкой. Увеличенное отверстие было точкой доступа, через которую Бернини смог выдолбить внутреннюю часть черепа. Он пожертвовал точностью размеров отверстия, которое в конце концов никогда не было бы видно, когда череп был выставлен на обозрение, чтобы добиться большего реализма, выдолбив внутреннюю часть черепа.
Несмотря на прочность, «Мертвая голова» за свою историю пережила несколько ремонтов. Первоначальную искусно соединенную нижнюю челюсть Бернини в какой-то момент пришлось прикрепить с помощью цемента и двух железных стержней. Эта «реставрация» повредила череп, так как реставратору пришлось просверлить обе стороны нижней челюсти, что привело к переломам и потере мрамора от зубов до скул и от носа до глаз.
По материалам The History blog
Читайте также:
Хирургия времен Неолита: археологи нашли череп со следами операции, которому больше 5 тысяч лет
Зачем древние греки делали трепанацию черепа