• Будни самой быстрой в мире детской железной дороги.Вокруг Света. Украина
    Фото: www.bbc.com
    Традиции
    Понедельник, 22 мая 2017

    Будни самой быстрой в мире детской железной дороги

    Венгерские подростки очень серьезно и ответственно относятся к своей работе. А вот в обществе нет однозначного мнения по поводу этого наследия социалистического прошлого.

    Учебный центр юных железнодорожников (Gyermekvasutas Otthon) на западной окраине Будапешта выглядит, как любая другая обычная школа: на полках — старые учебники, на стенах в коридорах — детские рисунки.

    Пока не прозвонил звонок на уроки, здесь шумно — дети шалят, сидят на столах, играют с мобильными телефонами или рисуют в тетрадях. Впрочем, если присмотреться, можно увидеть нечто странное. На школьных полках — не алгебра английский, а книги со штампом венгерской государственной железной дороги.

    Позади учительского стола у доски — плакат с подробными инструкциями, что делать, если олень, или скорее еж, застрянет на путях. Рядом с ним — чертежи внутреннего строения любимой игрушки школьников — локомотивного двигателя.

    Фото: www.bbc.com

    Заведение, расположенное на конце трамвайной линии Huvosvolgy — одной из 10 линий метро и пригородных поездов Будапешта, — на самом деле, не школа. Это — учебный центр детской железной дороги Gyermekvasut, длина которой составляет 11,7 км.

    Трамвайная линия №7 соединяет Холмы Буды и главную станцию железной дороги — Szechenyi-hegy на лесистых окрестностях Будапешта. Поезд движется со скоростью 20 км / ч. — это самая быстрая детская железная дорога в мире.

    Фото: www.bbc.com

    «Пассажиров удивляет, когда они видят 10-16-летних руководителей станций, но дети и подростки выполняют не только эту работу, — рассказывает Балазс Сарингер, один из 20-летних руководителей академии. — Они переводят железнодорожные стрелки, объявляют станции, контролируют сигналы и продают билеты. Единственное, что здесь делают взрослые — руководят поездом».

    Кому-то непонятно, зачем детям выполнять такую сложную работу, но традиция детских железных дорог берет начало еще в советские времена. Первая железная дорога, которой руководили дети, открылась в Москве в Парке Горького в 1932 г.

    Но советскому руководству идея понравилась, и в последующие 60 лет по всей восточной Европе открылись 52 детские железные дороги. Работали на них пионеры — молодежное звено коммунистической партии. Это были далеко не ярмарочные аттракционы, а вполне настоящие узкоколейные железные дороги с экипажем.

    Некоторые из них, например детская железная дорога в Хабаровске на Дальнем Востоке или Малая юго-западная железная дорога в Киеве, работают до сих пор. Поезда в них оборудованы паровыми двигателями, которые больше не увидишь на современных железных дорогах.

    Целью такого предприятия, по крайней мере в советское время, было воспитание дисциплины и товарищеских отношений у подростков, а также отбор среди них будущих партийных лидеров.

    Многие детские железные дороги с тех пор закрыли, но венгерская государственная железная дорога решила сохранить это историческое наследие. Они считают ее замечательным способом обучения, а также источником воспитания нового поколения работников.

    Мало кто посещает учебный центр Gyermekvasut к завтраку, но если прийти сюда рано утром, может показаться, что вы попали в прошлое.

    Фото: www.bbc.com

    В 8 утра дети ровными шеренгами идут из классов на бетонный двор, где происходит перекличка. Дежурные, одетые в темно-синие костюмы и пилотки, внимательно слушают.
    Затем поднимают национальный флаг и поют песни, слова которых не изменились с момента открытия железной дороги в 1947 г.

    Во время церемонии Сарингер выдает листы с графиком работы своей команде. 25 школьников в возрасте от 10 до 14 лет отобрали из разных школ Будапешта. Чтобы попасть в железнодорожную школу, надо иметь не только хорошие оценки, но и пройти интенсивную 6-месячную подготовку.

    Скрипучий голос из громкоговорителя прорезается сквозь пение, и мы присоединяемся к группе железнодорожного персонала, заходящей в поезд. Садимся рядом с 14-летним Михали Чeрйеги, опытным работником железной дороги, имеющим за плечами 3 года службы.

    Когда поезд трогается, двигаясь к западу от центра Будапешта, где лес постепенно поглощает улицы города, Михали рассказывает, почему эта работа так важна для него.

    «Мой отец работал здесь, когда был мальчиком, и я пошел по его стопам, — говорит он сквозь рокот 32-тонного тепловоза, который врезается в лесную тишину. — И не подумайте, что это ради того, чтобы прогуливать школу, как раз наоборот».

    Рядом с Михали сидит 11-летняя миниатюрная Жазмин Хайек, которая продает билеты и говорит с едва слышным английским акцентом. Она также начинает нахваливать преимущества работы на железной дороге.

    «Прежде чем я пришла сюда, у меня были проблемы с математикой, — говорит девочка. — Теперь все гораздо лучше, мои оценки улучшились».

    Фото: www.bbc.com

    Хотя венгры в основном гордятся своей историей, многих настораживает суровая трудовая этика на железной дороге, которая сильно напоминает коммунистическую эпоху. Общество и коллективный дух имеют здесь первостепенное значение, но видимо это не так и плохо.

    «Многие ненавидят железную дорогу за ее происхождение. Но дело не в традициях. Это — воспитание и обучение. Продажа билетов — урок математики. Работа с клапанами — физика. Объявления на английском — урок иностранного языка. Спросите у детей, которые здесь работают. Они понимают, к чему это все» – рассказывает Сарингер.

    Когда поезд готовится к первому выезду на маршрут продолжительностью 50 мин, становится понятно, что он имеет в виду. Кондукторы-подростки продают и штампуют билеты, шутя с клиентами.

    Проводники в вагонах в униформе говорят с пассажирами, станция гудит в ожидании отправки и в воздухе разливается легкая дрожь предвкушения. 10-летний глава станции смотрит на часы, чтобы убедиться, что все происходит вовремя.

    Раздается свисток, светофор переключается с ярко-красного на зеленый, двери вагона запирают, и поезд подает сигнал, предупреждая 11-летнего регулятора впереди.

    Поезд трогается, и станция вновь погружается в тишину.

    По материалам ВВС

    Читайте также:

    Китайские школьники могут брать оценки «в долг»

    Дети-монахи в буддийских монастырях

    Холодильник, робот и штраф – идеи для стимулирования рождаемости в разных странах мира

    Загрузить еще