• Земля обетованная.Вокруг Света. Украина
    фото: Shatterstock
    Вокруг Cвета

    Земля обетованная

    10 городов Израиля, ради которых сюда едут миллионы туристов

    Типичный израильский анекдот.
    — Арон, где ты вчера был?
    — Я исколесил Израиль с севера на юг и обратно.
    — А после обеда?

    Этот рожденный еврейским остроумием анекдот — иллюстрация того, какая же крошечная страна Израиль. Ее площадь меньше Житомирской области. Причем больше половины территории — это безжизненная пустыня Негев. Как сказал в 2011 году в своем выступлении в Ялте президент Израиля Шимон Перес: «У нас есть два моря: одно — Мертвое, другое умирает». Речь о Галилейском море, единственном источнике пресной воды, за которым нужен глаз да глаз.

    И вот в таких стесненных обстоятельствах построена страна, ставшая комфортной для своих и приезжих. 32 тыс. исторических объектов, каждый из которых — размахом c цивилизацию. 68 национальных заповедников, и каждый год появляются по одному-два новых. Здесь сконцентрировано самое большое в мире количество святынь и достопримечательностей.

    Дорожные указатели ведут вас к Иерусалиму, Назарету или в Акко, на горы Сион, Хермон, к крепости Масада и реке Иордан. Израиль — это сохранившаяся в декорациях Библия. Его обозримая история тянется на 4.000 назад. При этом Израиль молод. 14 мая он отметит 68-ю годовщину своей независимости, которую все еще приходится отстаивать с оружием в одной руке и с мацой и солью — в другой. НВ представляет 10 мест, без которых Израиль немыслим и от посещения которых становится теплей.

    Иерусалим

    “Под небом голубым есть город золотой”,— эта первая строчка популярного хита группы Аквариум как нельзя точно описывает Иерусалим. Над этим священным для христиан, иудеев и мусульман городом 300 солнечных дней в году простирается безумно голубое небо. Большая часть домов Иерусалима облицована бледно-желтым рельефным камнем. Под блеском солнечных лучей стены в буквальном смысле играют золотыми красками. Так что город этот и вправду золотой.

    Анатолий Зельман, местный гид, говорит, что Иерусалим — это единственный город страны, от которого он никогда не устает. “Сюда человек приезжает не для того, чтобы на что‑то посмотреть, сделать фотографии и улететь,— Зельман указывает пальцем в область сердца и добавляет: А получить вот сюда какие‑то ощущения”.

    фото: Shatterstock

    фото: Shatterstock

    Перечислить все адреса достопримечательностей Иерусалима невозможно. Их тысячи. От Гефсиманского сада, где Иисус Христос уединялся со своими учениками, до музея Израиля, где можно поглазеть на древние копии рукописи библейского пророка Исаии, найденную бедуинским мальчиком в 1947 году. Здесь же стоит отметиться в Галерее израильского модерна, европейского импрессионизма и постимпрессионизма, где выставлены работы от Камиля Писсарро до Ван Гога.

    Что точно нельзя упустить, так это поход на Масличную гору, чтобы посмотреть на Старый город свысока. Древняя часть Иерусалима — это пятачок площадью меньше одного квадратного километра с самой высокой в мире концентрацией святынь.

    Заблудиться здесь трудно. Указатели проведут вас куда надо и выведут куда и не ожидали: в еврейский квартал к шумным хасидам; к Западной стене, которую туристы называют Стена Плача; в мусульманский сектор, где у вас под ногами все время путаются малые дети с большими глазами; в христианский квартал с его обилием сувенирных лавок и кафе. И, наконец‑то, в самый крошечный, армянский район — который начинается возле Яффских ворот от Башни Давида.

    Самое яркое впечатление от Башни Давида можно получить вечером, когда в амфитеатре под открытым небом три сотни открытых ртов 45 минут наблюдают за ожившими на стенах крепости картинами, повествующими о четырех тысячах лет истории Иерусалима. Световое шоу называется Ночная мистерия. Сеанс обойдется в 40 шекелей (примерно 300 грн, или $ 10). Не так уж и дорого.

    Тель-Авив

    Умом евреев не понять, аршином общим не измерять. Сами посудите: в 40 км от самого намоленного места в мире, древнего Иерусалима, Тель-Авив сверкает небоскребами, между которыми в начале июня пройдет международный гей-парад. Но это еще не все. Министерство туризма Израиля объявило, что выделит 11 млн шекелей ($ 45 млн), дабы привлечь интуристов на этот так называемый парад гордости. Речь идет о международной рекламе. В том числе, по замыслу чиновников, гости должны прилететь в Тель-Авив на самолетах, раскрашенных в цвета радужного флага,— символа ЛГБТ-движения.

    фото: Shatterstock

    фото: Shatterstock

    И вот тут началось самое непредсказуемое. Местные гей-активисты возмутились такими большими тратами на гостей парада. Через СМИ они пригрозили властям сорвать проведение гей-карнавала. На секундочку: гей-активисты угрожают правительству срывом гей-парада.

    Эта небольшая зарисовка —для того, чтобы понять, как сильно Тель-Авив диссонирует со всем остальным Израилем. Этот молодой город пытается стряхнуть с себя груз веков и превратиться в современный мегаполис.

    Рон Хульдаи, мэр Тель-Авива с 18‑летним стажем, рассказывает, что, когда в 1909 году первые поселенцы основывали в пустыне Тель-Авив, они заявили, что создают прототип американского Нью-Йорка. “Сто лет спустя мы можем сказать, что это обещание было на самом деле пророческим,— рекламирует свой город Хульдаи.— Тель-Авив является финансовым и культурным центром Израиля, международным центром инноваций и творчества, городом, который отмечается плюрализмом и толерантностью”.

    Кроме всего прочего, Тель-Авив — это отличные пляжи вдоль моря, где с утра до вечера люди всех возрастов совершают пробежки, крутят педали велосипедов, занимаются на тренажерах. Остальные пьют кофе и снисходительно за всем этим наблюдают. Набережная Тель-Авива отдыхает. Центр — торгует. Окраины — иллюстрируют, из какой скудности вырвался этот город.

    Национальный парк Кейсария

    Вход в древний город-порт Кейсария платный — 40 шекелей (примерно 300 грн). Но этот музей античности под открытым небом того стоит. Краткое содержание предыдущих веков. В I веке до н. э. иудейский царь Ирод Великий построил на берегу, как тогда его называли, Великого моря торговый порт с волнорезом длиной в 400 м, большим рыбным рынком и двумя акведуками, по которым город получал питьевую воду. Кейсария — транспортный узел, своеобразный мост меж двух цивилизаций: Востоком и Западом. Место большой торговли облюбовали еврейские фермеры и бедуины, но правили здесь римляне.

    фото: Shatterstock

    фото: Shatterstock

    “В Кейсарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу”,— сообщает 10-я глава библейской книги Деяния Апостолов, написанной примерно в 60‑е годы I века. Корнилий и его семья первыми среди язычников благодаря апостолу Петру крестились, и таким образом именно отсюда христианство вышло на международный уровень. Это практически подвиг веры, совершенный в непосредственной близости от римского храма, возведенного в честь императора Августа и дворца самого первого гонителя Христа — царя Ирода Великого.

    В IV–V веках византийцы расширили границы города, но в VII веке арабы разрушили Кейсарию. Затем в начале XII века в город вошли крестоносцы. Отсюда они, согласно нашумевшей легенде, вывезли Святой Грааль— чашу из цельного изумруда, которой якобы пользовался Иисус Христос во время Тайной вечери. В XIII веке король Франции Людовик IX Святой по последнему слову техники позднего Средневековья построил здесь крепость.

    Ломать — не строить, решили мамлюки, воины ислама и разрушили крепость. Во второй половине XX века восставшее из пепла еврейское государство вернуло Кейсарии ее былой облик и привлекательность. В наши дни на территории древнего города в театре на 4 тыс. мест, построенном еще Иродом Великим, проводятся концерты и костюмированные представления. Для любителей истории есть где разгуляться. Для нелюбителей — есть где погулять.

    Озеро Кинерет (Галилейское море)

    Озеро Кинерет, оно же Галилейское море, оно же море Тивериадское. Сколько у него имен, столько и образов, меняющихся сто раз на дню. Если вы не любите ждать у моря погоды — вам сюда. От шторма до штиля и обратно — один перекус в прибрежном ресторанчике Тверии. Кстати, если уж и окажетесь здесь, закажите лосося, жаренного на дровах. Он гораздо вкуснее, чем тилапия, именуемая в Израиле рыбой святого Петра.

    фото: Shatterstock

    фото: Shatterstock

    В водах Кинерета самый знаменитый рыбак всех времен и народов ловил много разной дичи, но, конечно же, норвежский лосось в его сети не попадался.

    Тем не менее кулинарная глобализация никак не умаляет того факта, что ты кушаешь рыбу на берегу озера, где две тысячи лет назад то же самое многократно проделывал Иисус Христос. Кроме того, сын Бога прочитал здесь знаменитую Нагорную проповедь, усмирил морскую бурю, собрал из местных рыбаков основу сборной 12 апостолов и дал мастер-класс хождения по воде.

    Для полного погружения в историю христианства лучше взять лодку — одну из копий древних суден — или сесть в современный прогулочный катер и проделать путь Иисуса. Если вам больше по душе пассивный отдых, вам понравится Тверия. Многозвездочные отели, тихие ресторанчики, крикливые фастфуды, огромное озеро, панорама на Голанские высоты и никакого скопления японских, русских или немецких паломников вокруг очередной святыни.

    Ну, разве что встретите парочку неорганизованных групп возле могилы иудейского мудреца Маймонида (Рамбама), в национальном парке Хамат Тверия, вокруг термальных источников, что содержат сотню минеральных веществ, под стенами крепости Дахер эль-Амар и, конечно же, на местном рыбном рынке. В Тверии отдыхают телом и желудком. Если нужен отдых сердцем и душой — тогда вам в соседнюю Кейсарию.

    Назарет

    Для начала нужно знать, что в Израиле есть два Назарета. Нижний — населенный арабами, и Верхний, Назарет Иллит — здесь живут евреи, треть из которых русскоговорящие. Верхнему городу около 60 лет, и он автономен.

    Для путешественников наибольший интерес представляет его сосед — Нижний Назарет, коему более 3 тыс. лет. “Население там смешанное — христиане и мусульмане, у них общий язык — арабский,— рассказывает Анатолий Зельман, израильский гид.— Здесь видно, как они способны ужиться вместе”. Нижний Назарет — священный для христиан город, в котором прошли детские годы Христа.

    фото: Shatterstock

    фото: Shatterstock

    В Назарете историю можно изучать, а можно в нее и попасть. Для этого есть музей под открытым небом — назаретская деревня, точная реконструкция галилейского поселения библейских времен. Местные одеты по последнему крику моды I столетия н. э., перемещаются на осликах, играют на диковинных инструментах, готовят еду по кулинарным рецептам той эпохи, когда Иисус под стол пешком ходил.

    Во всем этом приятно раствориться и современному человеку. Ко всему сказанному Зельман добавляет, что Нижний Назарет рассчитан на три дня активного отдыха. Затем можно начать объезд окрестностей. Меньше чем в часе езды — Капернаум, Тверия, Хайфа.

    Хайфа

    В Хайфе вот уже 3,5 года живет некогда киевский, а теперь местный повар — Евгений Крулевский. Здесь он работает сушистом в сети Сушия. Хайфа — это место, где сошлись Запад и Восток, Север и Юг, котлета по‑киевски и сосиски по‑баварски. «Как вам живется в таком культурном разнообразии?» — спрашивает НВ. «Как в большой семье»,— коротко отвечает Крулевский. Что следует понимать: шумно, беспокойно, но дружно.

    фото: Shatterstock

    фото: Shatterstock

    Так, за разговором подходим к парадным воротам Бахайского сада — самой яркой достопримечательности северного Израиля. Бахайский сад, Всемирный центр бахаизма, возвышается над городом. Религия бахаев основана чуть более 100 лет назад. Ее посыл современному миру: “Бог — един. Религии — едины. Человечество — семья”. Немного наивно, но разве не к этому мы все стремимся?

    При этом Хайфа — город более светский, нежели религиозный, инновационный во всех своих проявлениях. Здесь открыты офисы различных транснациональных компаний — Microsoft, Intel, Google, IBM, Yahoo!, Philips и т. д. В городе кипит деловая жизнь без оглядки на субботу. Это едва ли не единственное место в Израиле, где муниципальный транспорт и увеселительные заведения работают даже в шабат. Популярная израильская поговорка «Тель-Авив отдыхает, Иерусалим молится, Хайфа работает» только отчасти верна. Хайфа делает и то, и другое, и третье. Здесь есть христианские храмы и иудейские святыни. Например, пещера пророка Илии, где он скрывался от преследований безумной царицы Иезавель.

    В свободное от безделья время стоит сходить в местный центр искусств Кастра — своеобразный комплекс, который соединяет в себе торговлю, кулинарию, культуру. В общем, в Хайфе не соскучишься. Здесь как в Греции — есть все.

    Акко

    В Хайфе живет еще один наш земляк, 32-летний Антон Катрычко. Он родом из Горловки (Донецкая область), которую покинул 15 лет назад. На новой родине получил образование в области политологии и социологии. Себя называет любителем истории и потому намеревается оседлать и карьеру гида. “Судя по отзывам родственников, друзей и знакомых, которым я люблю устраивать небольшие познавательные туры, может получиться”,— говорит он. А вот сейчас и проверим. Расскажите‑ка нам, Антон, про самый древний город Израиля — Акко.

    фото: Shatterstock

    фото: Shatterstock

    Рассказ Катрычко: Акко лучше всего почувствовать в часы заката. Стены мечетей и храмов словно оживают и начинают говорить на всех языках и наречиях, что звучали здесь долгие столетия. Однако вечером бессмысленно посещать главные достопримечательности Акко. Это в первую очередь рыбный рынок, коего нет нигде больше в Израиле. Тут в зависимости от времени года можно приобрести громадных креветок и крабов. Лучшим сезоном для этих членистоногих являются наиболее теплые месяцы — с июля по октябрь. В Акко необходимо попробовать хумус (пасту из нутового гороха) в известной хумусие Саида. Дорогу к Саиду в центре города покажет каждый. Эта хумусия составит конкуренцию известному хумусу Абу-Гош из окрестностей Иерусалима. В Акко масса ресторанов и закусочных с местной левантийской едой. Фалафель и шуарма здесь вкусны в любой точке. Арабы готовят эти блюда вкуснее своих семитских братьев. Евреи просто еще не достигли совершенства в этом мастерстве, хоть и настолько полюбили шарики фалафеля и хумус, что считают их своими национальными блюдами. Чем, к слову, выводят из терпения арабов. Но это уже другая история. Примечателен ресторан Абу-Кристо, что выгодно расположен на террасе, нависающей над заливом Акко. Каждую осень в неделю праздника Суккот (середина октября) в Акко проходят фестивали уличного театра.

    Пустыня Негев

    Пустыня Негев — 12 тыс. км2. Это в полтора раза больше Черновицкой области. Не впечатляет? А так: Негев — это 60% территории всего Израиля. Путешествия по пустыне, как правило, начинаются с Беэр-Шевы. Это место раскопок подземного города, где были найдены остатки древнего Тель-Арад. В нем находится первое обнаруженное археологами иудейское святилище — Дом Яхве, посвященный библейскому богу Яхве (Иегова).

    фото: Shatterstock

    фото: Shatterstock

    Пустыня Негев — место, где XV век учится сосуществовать с XXI. Сейчас правительство Израиля занято проектом по превращению Беэр-Шевы в Кремниевую долину, военную базу и образовательный центр. Здесь размещен Университет имени Давида бен Гуриона — крупный исследовательский центр Израиля. Вокруг него появляются офисы транснациональных компаний в области хай-тек. “С одной стороны, это современный город,— поясняет гид Анатолий Зельман,— С другой — здесь живет немало бедуинов. Они ходят в магазины, салоны. Жена бедуина тоже хочет хорошо выглядеть”.

    Менее чем в часе езды от Беэр-Шевы распростерлось Мертвое море — это природный заповедник, где можно покачаться на сверхсоленой поверхности воды, понюхать жареный, насыщенный минеральными элементами воздух.

    В южной части Мертвого моря расположена героическая крепость Среднего Востока — Масада. Это брестская крепость Иудейской войны I века. Перед поездкой туда обязательно прочитайте об ее осаде римлянами. На вершину крепости можно добраться на фуникулере. Если позволяет здоровье, можно пройти по серпантинной тропе. Путешествовать по Негеву можно на рейсовых автобусах. Но если вы соберете маленькую компанию из 5–6 человек, то лучше взять гида с машиной. Это недешево, но продуктивно. В среднем такой сервис обойдется от $ 500 в сутки. По пути вы заедете на фермы, где в сердце пустыни гектарами выращивают болгарский перец, клубнику, помидоры и даже тропических рыб.

    Эйлат

    В Библии, в 3-й книге Царств, о периоде правления царя Соломона, а это XI век до н. э., сказано: “Царь Соломон также сделал корабль в Эцион-Гавере, что при Элафе, на берегу Чермного моря…” Вот древний Элаф это и есть современный Эйлат, коему уже более 3 тыс. лет, а выглядит он, как дай бог нам выглядеть в таком возрасте.

    фото: Shatterstock

    фото: Shatterstock

    Эйлат — самая южная точка Израиля и самая удаленная от израильской жизни. До ближайшего города Беэр-Шевы — 190 км. В этой южноизраильской провинции размещен довольно приличный международный аэропорт. Самолеты различных авиакомпаний опускаются в считанных метрах от крыш многочисленных отелей. Эйлат — самый солнечный город Израиля. Даже зимой средняя температура — 24°С. Летом жара достигает и 50°С. Но ее относительно легко переносить из‑за сухости воздуха. Если вам и этого мало, тогда вам следует посетить Ледовую пещеру — ледовый аттракцион в Эйлате с 18‑метровой ледяной горкой и ледяным баром. Главная фишка города — коралловые рифы.

    Если занятие дайвингом не “ваше все”, но очень хочется поглядеть, стоит посетить подводную обсерваторию Коралловый мир. Кроме дайвинга, в Эйлате следует заняться свимингом, рафтингом, яхтингом, серфингом, билдингом и, конечно же, “пляжингом”. Этот неологизм изобретен НВ для тех, кто хочет отдохнуть с минимальным выбросом адреналина, но приличной дозой ультрафиолета.

    Рош-хо-Никра

    Израильско-ливанская граница — отличное место, чтобы пощекотать нервы. Нет-нет, речь не о военных угрозах. Место это необычайно спокойное и необычайно красивое. Потому туда и рвутся толпы туристов, чтобы посетить комплекс Рош-хо-Никра. Это система гротов, образовавшихся в известняковой породе, внутри которой плещется Средиземное море.

    фото: Shatterstock

    фото: Shatterstock

    В 1940 году в Рош-хо-Никра инженерные войска Британской империи построили тоннель, а в нем начали возводить железную дорогу, которая должна была соединить Палестину с Ливаном, Сирией и Турцией. Но в 1948 году еврейские бригады взорвали тоннель, дабы предотвратить возможное арабское вторжение. Вот таким образом человек и природа совместными усилиями создали удивительно красивую систему тоннелей и гротов, которые обладают изумительной акустикой. К гротам туристов опускает фуникулер, что позволяет рассмотреть прибрежные белые скалы. Сразу же за комплексом туристического парка находится пограничный пост израильской армии, за ним —пост ливанских вооруженных сил, между ними ради всеобщего спокойствия располагается миссия миротворческих сил ООН.

    Хайфский гид-любитель Антон Катрычко рекомендует посетить находящиеся недалеко от Рош-хо-Никра развалины замка Монфор, сооруженного крестоносцами в XII веке. Для выносливых час-полтора подъема по уходящей кругами вверх горной тропе будут вознаграждены возможностью прикоснуться к руинам этой твердыни и понаблюдать за бескрайней горно-лесной панорамой, с того самого места, с которого смотрели на нее отчаянные и воинственные французские переселенцы в Святую Землю восемь веков назад.

    Александр Пасховер

    Материал опубликован в журнале Новое Время №17 от 13 мая 2016 

    Загрузить еще