• Самые страшные морские катастрофы в истории, помимо
    Фото: Depositphotos
    Происшествия
    Пятница, 19 ноября 2021

    Самые страшные морские катастрофы в истории, помимо "Титаника"

    По данным ООН, за время развития развития нашей цивилизации произошло более трех миллионов кораблекрушений.

    Некоторые смертельные речные катастрофы по масштабу сопоставимы с самыми знаменитыми морскими авариями, а иногда превосходят их. Например, почти до конца ХХ века рекорд по количеству погибших во время кораблекрушения принадлежал не легендарному трансатлантический «Титанику», а американскому речному пароходу «Султанша».

    Но все же нас сильнее впечатляют ужасные трагедии на море — возможно, потому, что море еще с мифических времен было символом неуправляемой и недружелюбной стихии.

    Мы собрали истории о тех событиях, которые на века останутся в людской памяти. Дело не только в количестве жертв, но и в трагичности обстоятельств кораблекрушения.

    «Сен-Филибер»

    Фото: wikipedia

    Этот небольшой пароходик затонул в Бискайском заливе в районе французского города Нанта. Вообще-то он был предназначен для прогулок по рекам и озерам, но 15 июля 1931 года нантская ткацкая фабрика наняла судно для экскурсии на остров Нуармутье. Администрация хотела поздравить своих рабочих прогулкой по живописным местам по случаю национального праздника День взятия Бастилии.

    Погода не радовала уже с утра: дул сильный ветер. Суденышко раскачивало из стороны в сторону, и когда спустя более 5 часов пароход причалил, наконец, к месту назначения, пассажиры были измучены морской болезнью. 28 человек страдали так сильно, что приняли решение отправиться в обратный пусть по суше: остров Нуармутье с материком соединен естественной дамбой, которая обнажается во время отлива. В итоге выжили они и еще 7 человек, сумевших выплыть из штормящего моря. Спасшиеся рассказали, что же произошло с пароходом, который затонул на обратном пути меньше чем за минуту. Слабые паровые котлы речного судна не могли противостоять стихии, и пароход полностью развернуло левым бортом к ветру. Он начал крениться на правый борт. Возможно, капитану удалось бы справиться с неприятностями, но тут произошло непредвиденное – сильная волна ударила в салон первого класса и разбила несколько стекол. Перепуганные пассажиры рванули на палубу и как раз в сторону правого борта. Веса людей оказалось достаточно, чтобы судно перевернулось.

    Точное количество жертв «Сен-Филибера» неизвестно. Фабриканты роздали подчиненным 500 билетов, но детям до 7 лет разрешалось заходить на борт без проездного. Известно, что многие рабочие отправились на экскурсию со своими семьями в полном составе. Только за три дня после катастрофы течение вынесло на берег почти 100 тел детей. Да, на знаменитом «Титанике» погибло в три раза больше людей, но «Сен-Филибер» был столь маленького размера, что мог бы уместиться на палубе «Титаника» поперек. Так что для такого суденышка больше полутысячи жертв – это просто апокалиптические масштабы.

    «Монблан»

    Фото: wikipedia

    Эта катастрофа произошла 6 декабря 1917 года, на исходе Первой мировой войны. Французский военный транспорт «Монблан», до отказа груженый взрывчаткой (почти три тысячи тонн тротила, пироксилина и пикриновой кислоты) и бензолом, вез военную помощь из Нью-Йорка во французский Бордо.  По дороге он должен был зайти в канадский город Галифакс, где формировался конвой для сопровождения опасного груза через Атлантику. Но утром в узком проливе «Монблан» столкнулся с норвежским грузовым пароходом «Имо». Пробоина в борту «Монблана» была небольшой, но от столкновения начался пожар, который, в свою очередь, привел к детонации боеприпасов. Последовавший за этим взрыв считается сильнейшим в доядерную эпоху. Порт Галифакс и примыкающий к нему район Ричмонд были полностью уничтожены. Обрушились дома, мосты, заводские трубы и водонапорные башни. Под обломками оказались тысячи людей. Мощность взрыва была такова, что на мгновенье обнажилось дно гавани, а на берег обрушилась волна высотой 18 м.  Всего более 1600 человек погибли непосредственно во время взрыва, около 9000 были ранены (300 из них скончались от ран). Несколько сот человек, смотревших на пожар из окон, были ослеплены осколками. В трёх городских школах из 500 учеников выжило 11. Сколько людей были погребены под завалами, неизвестно. Трагедию усугубил тот факт, что в ту ночь на регион обрушилась метель, помешав спасательной операции. Выжившие во время взрыва люди просто замерзли под обломками зданий. Пропавшими без вести считаются около 2000 человек.

    «Вильгельм Густлофф»  

    Фото: wikipedia

    Когда речь заходит о самых смертельных морских катастрофах, обычно имеются ввиду аварии, происходившие в мирное время. Потери в военные годы считаются отдельно, хотя логики в таком разделении нет — зачастую гибли в таких катастрофах мирные граждане, а не солдаты. Если объединить статистику мирных и военных кораблекрушений, то абсолютным рекордсменом всех времен и народов по количеству жертв станет германское пассажирское десятипалубное круизное судно «Вильгельм Густлофф».

    До начала Второй мировой войны этот гигант использовался как плавучий дом отдыха. Но после нападения Германии на Польшу «Вильгельм Густлофф» перепрофилировали в передвижной госпиталь, а затем в плавающую казарму.

    В январе 1945 года, когда исход Второй мировой войны стал очевиден, судно пришвартовалось в польской Гдыне, которая на тот момент была оккупирована немцами и начало принимать беженцев из Восточной Пруссии, опасавшихся наступления советских войск. За неделю на судно поднялось не меньше 10 тысяч человек, в основном старики, женщины и дети. «Вильгельм Густлофф» отчалил 30 января и к вечеру того же дня был атакован советской подводной лодкой.  В судно попало три торпеды, которые привели к фатальным разрушениям. Те пассажиры, которые не погибли от взрывов и не утонули сразу в заблокированных каютах нижних палуб, в панике бросились к спасательным шлюпкам.  Однако лодки обледенели, и спустить удалось лишь часть из них. Из-за сильного крена с палубы сорвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул. Температура воздуха опустилась до – 18 градусов, поэтому у оказавшихся в воде людей шансов не было. Подоспевшие на помощь корабли смогли спасти лишь пассажиров шлюпок. По разным оценкам, выжить удалось от 1200 до 2500 человек из немногим меньше 11 тысяч находившихся на борту. Последним спасенным пассажиром «Вильгельма Густлоффа» стал младенец. Его, плотно закутанного в одеяла, нашли на дне пустой дрейфующей лодки через семь часов (!) после кораблекрушения. Вокруг шлюпки плавали сотни мертвых тел, среди которых, возможно, и мать ребенка. Но подробностей этой трагедии никто уже не узнает.

     «Донья Пас»

    Фото: wikipedia

    Пассажирские паромы — популярный транспорт на Филиппинах. Это островное государство включает около 7100 островов, между которыми нужна связь. У местных моряков плохая репутация, потому что они нарушают все, что только поддается нарушению. В качестве примера можно привести только один факт из истории столкновения «Доньи Пас» с танкером «Вектор» 20 декабря 1987 года.  Ни на пароме, ни на «Векторе» не было работающего радио, поэтому никто не подал сигнала SOS. Это при том, что практика всем известного радиосигнала бедствия к тому моменту насчитывала уже без малого 80 лет: первый достоверный случай передачи SOS относится к 1909-му году. Так что подмога «Донье Пас» и «Вектору» пришла лишь через восемь часов, когда утром следы катастрофы заметили проплывающие мимо корабли.

    Авария произошла поздно вечером при ясной погоде и небольшом волнении. Почему столкнулись суда, точно никто не знает. По материалам первоначального расследования, главной причиной трагедии стало халатное отношение команд обоих судов к своим служебным обязанностям. Ни на «Векторе», ни на «Донье Пас» никто не следил за курсом, навигационные приборы отсутствовали, а «Вектор» вообще не имел лицензии на морские перевозки и фактически ходил нелегально. Также у него не было опытного впередсмотрящего. А на капитанском мостике парома «Доньи Пас» непосредственно перед столкновением находился всего один человек. Остальные офицеры были в кубрике, смотрели телевизор и пили пиво.

    Во время столкновения груз «Вектора», перевозившего 8 тысяч баррелей нефти, тут же загорелся. Пожар возник и на пароме, и на танкере, горело даже море вокруг. Оба судна начали тонуть: паром ушел под воду через два часа после катастрофы, танкер – через четыре.

    Пытаясь спастись, люди были вынуждены прыгать за борт, туда, где горело разлившееся топливо. Спасательных жилетов, разумеется, ни у кого не было –  выжившие очевидцы рассказали, что они находились под замком и пассажиры в панике не смогли его открыть. Печальную картину завершал тот факт, что столкновение произошло в полном акул Табласском проливе.  О том, что морские хищники атаковали тонущих людей, свидетельствует состояние тел, выброшенных через несколько дней на берег. Не менее 300 из них были изувечены акулами.

    Все это привело к тому, что из воды подняли живыми лишь 26 человек. Два из них были частью экипажа «Вектора», состоявшего всего из 13 человек. Остальные – пассажиры «Доньи Пас». Сколько всего людей было на пароме, неизвестно до сих пор. Официальное количество — 1583 человека, из которых 58 членов экипажа. Однако все знали, что на паром активно продавались нелегальные билеты, а детей туда пускали бесплатно. В 1999 году комиссия по расследованию сделала заявление, основанное на судебных разбирательствах, что на борту парома был 4341 пассажир. За вычетом 24 выживших и с учетом 58 членов экипажа это составило 4375 погибших. Вместе с 11 погибшими членами команды танкера «Вектор» окончательное число жертв трагедии составило 4386 человек. На сегодняшний день это самые крупные потери при морских катастрофах в мирное время.

    Фото: Depositphotos

    Читайте также:

    Топ-10 событий в истории, когда все решила случайность

    Самые таинственные места планеты