• Студент из Нидерландов случайно открыл новый вид креветки. И нет, он ее не съел.Вокруг Света. Украина
    Животные
    Вторник, 14 декабря 2021

Студент из Нидерландов случайно открыл новый вид креветки. И нет, он ее не съел

Когда студент биологии Майк Гренхоф во время прохождения интернатуры создавал филогенетическое дерево пятидесяти видов креветок, он и не подозревал, что наткнется на новый вид.

Креветку поймал еще 18 лет тому назад один из сотрудников естественно-научного музея “Натуралис” в Лейдене, и с тех она оставалась никем не замеченной.

Морской биолог Берт Хоксема в 2003 организовал экспедицию в Индонезию, целью которой было изучение биоразнообразие моря у берегов Калимантана. Ученые экспедиции отловили и привезли с собой множество различных креветок. И вот восемнадцать лет спустя нашелся человек, который смог упорядочить найденные образцы.

Студент биологии Майк Гренхоф из Лейденского университета проходил интернатуру в музее «Натуралис», в ходе которой он изучал морфологию и генетику более пятидесяти видов креветок.  После проведения анализа ДНК очередной креветки оказалось, что образец принадлежит ранее не открытому виду.

Фото: Leiden University

Марк Гренхоф в одном из хранилищ музея «Натуралис»

Жизнь вместе с устрицей

Новый вид нашли внутри тропической устрицы (Chama lazarus), а значит, эта креветка является  симбионтом — животным, которое обитает вместе с организмом другого вида. Существует несколько разновидностей симбиоза, которые различаются тем, получает организм хозяина от симбионта пользу или вред. В данном случае ученые не заметили, чтобы креветка-симбионт хоть как-то повлияла на устрицу. Такие отношения, полезные для одного вида, но безразличные для другого, называются комменсализмом.

Фото: Leiden University

Иллюстрация нового вида кревети. Живой особи этого вида пока не обнаружено

Существуют сотни креветок-симбионтов, которые живут в раковинах, кораллах, губках и многих других видах морских животных.

Гренхоф и сотрудники музея “Натуралис” Франзен и Де Гир классифицировали животное как представителя рода Odontonia, группы креветок, обычно обитающих в асцидиях. В 2002 и 2018 году были открыты другие виды Odontonia, в том числе и так называемая креветка-хоббит Odontonia bagginsi, которую обнаружили Де Гир и Франзен.

Новое имя

Когда ученые открывают новый вид, его формальное описание с иллюстрациями частей тела животного должно быть опубликовано в научном издании.

Некоторые виды получают свое название по их внешнему виду. Например, у креветки Odontonia rufopuncata на теле заметны красные (rufo) точки (punctata). А этот новый вид назван по имени устрицы-“хозяина”, Odontonia kerangcaris. В состав названия входит индонезийское слово “керанг”, которое обозначает ракушку, и латинское название креветки “карис”.

Статья об открытии была опубликована в издании Zootaxa.