Четверг, 23 декабря 2021
На фоне многоликой Турции суровым форпостом на ее восточных границах стоят два таких похожих и в тоже время разных города – Диярбакыр и Мардин. Первый город считается закрытой и угрюмой столицей мятежных курдов, второй олицетворяет ворота в Среднюю Азию.
Благодаря закрытому статусу, в Диярбакыр на протяжении многих лет не рисковали ездить не то что иностранные, но даже турецкие путешественники, поэтому сегодня это отнюдь не избалованный туристами регион, где сохранилось практически нетронутым историческое наследие и аутентичная атмосфера.
При поиске информации про город попадаются новости про мятежи и акции протеста. Активная гражданская борьба проходила здесь еще 5-6 лет назад, а до начала 2000-х он был полностью под контролем турецкой армии и оставался закрытым. Но на сегодня это практически спокойный, миролюбивый город, где о его суровом статусе говорит лишь большое количество военных и полицейских патрулей.
Несмотря на официальный статус турецкого языка, в Диярбакыре большая часть жителей в повседневной жизни используют курдский язык – курманджи. В свое время, до прихода Османской империи, в городе преобладало христианское население, но сегодня большую часть составляют курды, турки и армяне. Такой исторический микс цивилизаций отображается на главных культурных достопримечательностях города.
Из Анкары перелет местными авиалиниями — 2 часа. Например, Turkish Airlines из Киева в Анкару и Pegasus — из Анкары до Диярбакыр.
Так как возраст старого города исчисляется столетиями, а новых построек практически нет, выходит, что даже самый бюджетный и непритязательный отель считается историческим зданием. При этом ночлег в таком доме, история которого насчитывает 500-600 лет, будет вполне бюджетным – в районе 15-20$ за номер на двоих в сутки. Гостиницы более высокого класса в историческом центре с утренним завтраком на балконе стоят чуть более 40$. Сам я останавливался у местных по системе кауч-серфинга.
Сегодня в мире очень мало городов с городскими стенами и древними защитными укреплениями, которые сохранились до наших дней практически в первозданном виде. В список таких городов по праву входит крепость в Диярбакыре, защитные укрепления которой по своей значимости уступают лишь Великой китайской стене.
Обновленные и заново перестроенные стены при правлении Констанция II долгое время обеспечивали как экономическое развитие города, так и безопасность караванов, проходивших по Большому Шелковому пути. До сегодняшних дней сохранились 82 башни, 4 главных ворот и 7 км. стен. В наиболее защищенных местах их ширина достигает 5 метров, а высота – 12 метров. Точную дату их строительства пока определить не удалось. Считается, что крепость появилась в 1-2 ст.до н.э. Она включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На башни можно подняться совершенно бесплатно. Оттуда открывается чарующая панорама окрестностей: изгибы реки Тигр, зеленые долины и каменистые холмы Месопотамии. Видны и Сады Хевсель, которые наряду с крепостью в 2015 году были взяты под защиту ЮНЕСКО – это огромный участок жизненно важных плодородных земель, которые на 700 гектаров растянулись вдоль реки Тигр, обеспечив на протяжении столетий экономическое процветание всего региона.
Что касается вида на сам город, то он четко делится на две части. В старом городе соседствуют древние армянские церкви, еврейские синагоги и мусульманские святыни – мечети и медресе. Дома стоят тесно, своеобразным каскадом.
Обратная сторона медали – это современный город, выросший за пределами древних стен. Это типичный урбанизированный мегаполис. Более 1,7 млн человек живут в индустриальных и спальных районах Диярбакыра, в современных многоэтажках и безликих «хрущевках» 70-х.
Попадая в Диярбакыр, понимаешь, что это не настолько серый и безликий город, каким его часто пытаются преподнести турецкие власти и многие путеводители. Город, о котором впервые упоминалось в летописях еще 3300 лет назад, имеет настолько яркую и насыщенную событиями историю, что он спокойно может дать фору даже самым знаменитым и древним поселениям Древней Греции и Рима.
На протяжении многих веков этот регион постоянно переходил под контроль многих цивилизаций и неоднократно был столицей царств: например, в 1 столетии до н.э. он получил статус столицы армянского царства Тиграна. Здесь оставили свой след персы, ассирийцы, но все же главную страницу в его древней истории написали римляне, которые практически заново воздвигли замок и крепостные стены, которые остались практически нетронутыми до наших дней.
Римляне существенно окультурили регион – в Амиде (так назывался город до вхождения его в состав Турецкой республике) были построены первые общественные бани, римские акведуки, а также большой амфитеатр, а само поселение стало важнейшим пунктом римской империи в Месопотамии.
Старый город буквально напичкан памятниками древности. Улицы здесь настолько узкие, что, в буквальном смысле, прикасаешься к реликвиям: многие дома украшены резьбой по камню с картинами жизни средневековья либо родовыми орнаментами и гербами.
Практически все исторические сооружения, а это: крепостные стены, римский амфитеатр, армянские церкви, мечети, медресе, караван-сараи — были построены до прихода курдов. Нынешний город, его современный колорит возник вследствие массового переселения сюда курдов. Благодаря им тут появились атмосферные базары, уличные кафе и сувенирные лавки.
Также курды построили своеобразный дом творчества – здание Денгбеж. Вот уже 100 лет это место используется для собраний мудрецов города, выступления музыкантов, поэтов и писателей, художественных выставок.
Многие сюда просто приходят, чтоб рассказать интересные истории или послушать рассказы старейшин. В здании с базальтовыми стенами даже в жаркие дни сохраняется приятная прохлада.
Кроме упомянутой выше крепости, в первую очередь, это Большая мечеть — Great Mosque, возведенная в 1091 году. Главный и по совместительству один из старейших мусульманских храмов Анатолии стал всемирно известным благодаря минарету квадратной формы.
На колоннаде мечети до сих пор сохранился уникальный орнамент. Во внутреннем дворике рядом с фонтаном и небольшим бюветом можно сделать шикарные фотоснимки.
Выйдя из мечети, попадаешь во власть местных торговцев: вокруг находятся многочисленные уличные кафе и оживленный базар.
Достоин внимания старинный арочный мост Диджле. Он был построен еще в середине 11 столетия. На протяжении многих лет считался одним из наиболее протяженных мостов в мире – его длина 178 метров, а поддерживают все это строение 10 габаритных опор. Вплоть до 2009 года по нему активно ездил транспорт, но, чтоб защитить мост от разрушения, местные власти распорядились его закрыть, сделав пешеходным.
Мое внимание привлекло и здание тюрьмы. Построенная в 1980 году, она снискала славу одной из наиболее жестоких тюрем, попав в самые разные топы худших исправительных заведений (журнал Times включил ее в Топ-10 самых бесчеловечных тюрем мира). На сегодня власти хотят сделать из этого здания местную школу, в то время как курдская община протестует против такого решения, настаивая на строительстве музея, который бы показывал историю нарушения прав человека.
Здесь живут армяне, курды, турки, ассирийцы и арабы. Настоящий космополитичный культурный центр! Конечно же, такой микс народов отобразился на местной кухне. Где еще в мире в радиусе нескольких кварталов делают более 100 видов кебабов? Кроме традиционных с бараниной и индейкой, здесь можно отыскать кебаб со свининой. Для мусульманской страны это практически из ряда вон. Что означают названия в меню «искандер», «патлыджан» или «килис»? Это разные виды кебаба, который сервируют с овощами, лепешками и пряным местным соусом.
Супы здесь не едят, а пьют. Закажите чечевичный суп шифа чорбасы или острый молочный суп Тархана, где главными ингредиентами служат сушенная мука, йогурт, а также красный перец и лук.
Все наслышаны о турецком кофе, но как вам рестораны в Диярбакыре, где подают кофе из грецкого ореха, фундука с апельсином?!
«Медная земля» – именно так переводится с турецкого языка название Диярбакыра, крупнейшего центра курдской культуры в стране. Регион славится чеканкой по меди, из меди делают всевозможные чаши, тарелки и кальяны. Большую часть такой медной утвари изготавливают вручную прямо в торговой лавке. Обычно местные ремесленники не особо сговорчивы по поводу скидок, но, если у вас будет свободное время, в качестве бонуса они могут выгравировать на подарке симпатичный орнамент. Так, медную тарелку ручной работы можно купить за 8-10 у.е, красивую чашу – от 7 у.е.
Что на родине точно не сыскать – это голубой миндаль. В этом регион орех покрывают натуральной сахарной пудрой, сделанной из корня лахорского дерева, поэтому он получается не приторным, а с небольшой горчинкой. Для более изысканного вкуса местные сажают миндальное дерево рядом с виноградниками, поэтому миндаль может немного отдавать виноградом.
Из-за пандемии многие лавки закрыты, как и кафе и рестораны, а музеи сократили рабочие часы. Но такие меры никак не отразились на ценах. Торговцы сувенирных лавок уже не настолько сговорчивы в вопросах снижения цен, мотивируя это тем, что оборот упал, а аренду за место нужно все равно платить. Однако за подписку на Инстаграм магазина/ресторана, лайк страницы или комментарий на Фейсбук они готовы скинуть пару долларов, а владелец бара или ресторана – порадует бесплатным десертом от шефа.
Маски носят все поголовно, их нужно надевать в любом публичном месте. Более того, даже если вы в одиночку арендуете автомобиль и сидите за рулем, то также обязаны быть в маске, иначе могут выписать штраф до 900 турецких лир.
Однако условия въезда в Турцию для туристов очень мягкие по сравнению с Европой и многими другими странами, так что я бы не стал ждать, пока пандемия закончится. Тем более, что выбор авиакомпаний для перелета из Украины за последние пару лет существенно вырос. В этом списке представлены как Turkish Airlines и МАУ, так и бюджетные Pegasus, SkyUP и AnadoluJet.
Читайте также:
Мардин: город в Турции, где даже сами турки не бывают
Топ-12 красивых мест Турции, о которых не все знают