Пятница, 18 мая 2018
На этот раз мы отправились в южную часть страны за двумя достопримечательностями Кафедра проповедника (Прекестулен) и камень Кьерагболтен (Горошина).
Мы, как всегда, передвигались автостопом и ночевали в палатке. Рюкзаки на этот раз взяли по 25 литров, поэтому вещей было минимум.
Единственной проблемой, с которой мы столкнулись в этом выезде было то, что по воскресеньям туристические магазины в Ставангере и округе не работали, а на заправках газа не оказалось. Благо у нас были с собой таблетки сухого спирта, сыр, колбаса, хлеб, шоколад и паштеты. На этом три дня можно спокойно прожить.
От города Ставангер до Лаувик мы добрались, сменив четыре автомобиля. На паромную переправу в городок Лаувик приехали, чтобы перебраться на противоположный берег Северного моря, где находится маршрут на Прекестулен. Стоимость парома – 29 крон (3 евро), но тут мы решили сэкономить.
Пока машины заезжали на паром, мы вдвоем прошли на борт, поднялись на второй этаж и примостились тихонько там на полу. Нас никто не окликнул и никто не спрашивал, есть ли у нас билеты.
Тут от переправы Oanes автостоп не сработал, и чтобы не тратить время, мы пошли по дороге пешком. Спустя каких-то 5 км и мы оказались у начала подхода под маршрут. Не путать с началом маршрута на Прекестулен – до него еще пять часов ходу. Это срезка, чтобы не идти вдоль трассы.
Промаркирован маршрут красной буквой Т, причем так часто, что когда через 5 м не видишь маркер, начинаешь думать, что идешь не туда.
Маршрут долгий и только для сухой погоды (нам с погодой повезло, солнце было все дни). Идти несложно, но временами приходилось прыгать по камням, чтобы не промочить ноги.
На маршруте есть хижина, в которой можно переночевать. Там две кровати с карематами и печка. Мы внесли в тетрадь запись о том, кто мы, откуда и куда идем, пожелали всем такой же погоды и отправились дальше.
Добрались до кемпинга Preikestolencamping (открыт с 1 апреля по 30 сентября). Но нам он не был нужен, поэтому мы сели за каменные столики ресторана, перекусили и пошли на маршрут.
Тропа начинается от указателя резким подъемом вверх, плавно перетекая в каменные ступеньки. Подниматься на Прекестулен мы начали ближе к вечеру, поэтому встретили огромное количество людей, которые уже спускались вниз. Попадались и молодые люди в хорошей физической форме, и пенсионеры с палками и собаки. Многие норвежские отцы несли малышей в специальных переносках. Я удивлялась их резвости: детки были не маленькие, годика по 1,5–2, а это около 15 кг веса на спине.
Тропа почти по всей длине имеет благоустроенный вид, и в мокрых местах проложены мостики. Самым трудным на маршруте считается затяжной подъем по каменной лестнице, сбоку в качестве перил висят цепи.
Когда мы добрались, то первое, что увидели, – толпу людей. На вершине как раз проходили съемки клипа какой-то группы.
Постояли, послушали, а когда край скалы освободился, сели сделать несколько фото. Когда стало совсем холодно, мы начали думать, где бы поставить палатку, чтобы встретить рассвет и успеть сделать несколько фото, пока скала будет пустой.
Если в прошлом году на Хардангерфьорде мы нигде не видели мест под костры, то тут, наоборот, все только и делали, что жгли костры, будто не слышали о газовых баллонах и горелках.
Рано утром мы вышли с палатки, сели на скалу и стали греться в лучах утреннего норвежского солнышка. Скала была совершенно пустой, как мы и хотели.
В 8 часов мы вышли на новый маршрут, который должен был привести нас к паромному причалу. Оттуда мы планировали добраться на пароме до Люсиботна, чтобы подняться на Горошину. Согласно указателю, идти к причалу 8 часов! Развилка маршрутов начинается где-то в 800 м от скалы Прекестулен. После выхода на Люсефьорд начинается крутой спуск, по которому я практически бежала, чтобы успеть на паром.
А виновницей нашей задержки стала черника, которой там было очень много, мы не смогли просто так пройти мимо, останавливались всю дорогу. Черника была крупной и сладкой.
Мы все-таки успели на паром и даже пришли на 40 минут раньше. Проезд обошелся нам в 136 крон (14,10 евро) на двоих. Через интернет в Киеве этот билет можно было купить дешевле, но мы не стали рисковать. До конца не были уверены, что все пойдет по плану.
Высадились в Люсеботне. Дальше предстояло идти по серпантину 2,5 часа вверх. Нам не очень хотелось петлять, и мы стали ждать автомобили. Застопив машину, мы уже через 15 минут были под началом маршрута. «Каких-то 5 км, и мы будем у Кьерагболтен», – думали мы. Но тут начался серьезный подъем, настолько крутой, что властям пришлось практически на всем маршруте повесить перила из цепей.
Чтобы добраться до верхней точки плато, необходимо преодолеть три подъема и два спуска. Общий набор высоты составляет около 500 метров. Но на самом деле нам пришлось преодолеть значительно большее расстояние из-за сложного рельефа и большого набора высоты. На спуске обувь работала на трение, и это было серьезное испытание для наших кроссовок. Правильная обувь для поездки в Норвегию – это немаловажно.
Пытаться подняться на плато в дождливую погоду вообще не рекомендуется – это опасно. Скользкие камни могут стать причиной больших неприятностей.
Не доходя 2 км до Кьерагболтен, мы решили разбить лагерь – сил идти вверх уже не было. На спуске с Прекестулена мы сильно убили ноги, и организм протестовал против дальнейшего восхождения.
Эта ночь, казалось, была еще холоднее предыдущей. Встали в 5 утра, приготовили овсянку на костре, собрали палатку и пошли наверх. Последний километр пути мы шли не спеша: дорога по плато Кьераг идет без перепадов высоты.
И вот он – камешек, застрявший на высоте 984 м. Кьерагболтен буквально висит над пропастью, будучи зажат между двумя отвесными скалами! Вот тут зрелище покруче Прекустелена.
С другой стороны подход к Кьерагболтену более покатый, что немного портит общее впечатление. Есть ступеньки для удобного захода на него. И вообще не все так страшно, как казалось с экрана монитора дома.
Что касается места под палатку, то оно есть, как минимум пять палаток может стать тут спокойно, площадки ровные рядом небольшой водопад. Жечь, правда, нечего – растительности вообще никакой нет. Поэтому горелка должна быть обязательно.
Теперь наш путь лежал в Люсиботн – к парому, который отправлялся в 15:20. Вниз вела дорога, состоящая из 27 крутых поворотов. Нам по ним идти не хотелось, и мы попытались поймать машину. Но никто не остановился.
За билет на паром до Лаувика мы заплатили по 100 крон каждый (10,50 евро). Все это время бесплатно разливали растворимый кофе.
Еще один важный совет для тех, кто не планирует автостопом добираться до Санднеса: у паромной переправы в Лаувике конечная остановка 47-го автобуса. Но по воскресеньям он не ходит, а в субботу у него сокращенный график.
Чтобы доехать в Санднес, мы поймали машину. Там мы сдали пластиковые бутылки, которые собирали все дни, начиная со спуска с Прекестулена. Хотели проверить, можно ли прожить в Норвегии без денег. Во всех супермаркетах стоят автоматы, куда вы вставляете бутылку (только с целой этикеткой, иначе машина не считает штрих-код) и получаете за нее деньги.
В общей сумме по двум чекам мы получили ровно 20 крон. Подошли к кассиру и обменяли чек на деньги. Счастливые нашему мини заработку и тому, что все прошло именно так, как хотели, мы пошли прогуляться по Санднесу. Затем мы направились в сторону городка Сола (Stavanger Airport) – на пляж, где должна быть наша последняя и самая теплая ночевка.
Там мы установили палатку, помыли ноги в Северном море, приготовили бутерброды из семги и, наслаждаясь вкусной едой и звуками прибоя, думали только об одном – не проспать бы самолет в 7 утра.
Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!