• История катастроф: год, когда высохло Средиземное море.Вокруг Света. Украина
    Фото: Дмитрий Медведь
    Блоги

    История катастроф: год, когда высохло Средиземное море

    Этот "палеоклиматологический триллер" - фантастическая зарисовка, основанная, тем не менее, на реальных событиях, происходивших примерно 5-6 млн лет назад.

    Средиземноморье, поздний миоцен. Наверное, лучший период для поездки на природу — на уикенд или даже на пару месяцев. Для тех, у кого есть машина времени, конечно.

    На смену влажному и жаркому климату предыдущих эпох пришел умеренный климат, несколько теплее современного, идеальный для нашего вида. На западе Африка уже подошла вплотную к Европе, оставив лишь узкий проход в Атлантику, а вклинившаяся с юго-востока Аравия изолировала остатки древнего, некогда величайшего океана Тетис с восточной стороны.

    Основные горные системы — Альпы, Карпаты, Пиренеи уже сформировались, основные реки — Нил и Рона — текли примерно там же, где и сегодня, и лишь на месте Венгрии лежало огромное озеро. Роскошные леса соседствовали с бескрайними степями, заполненными стадами травоядной живности и охотившимися за ними хищниками. Почти все животные — звери, птицы, насекомые, почти все растения были почти такими же, как и в наши дни. Зеленые луга, тенистые рощи, чистые реки, сверкающие снежные вершины гор, чистейший воздух, умеренный климат, изобилие разнообразной живности на суше и рыбы в воде при полном отсутствии человекообразных (наши отдаленные предки обитали в то время где-то далеко в Восточной Африке и как раз решили жить отдельно от предков шимпанзе, для чего перебрались из лесов в саванны).  Что еще надо для хорошего отпуска?

    Фото: Shutterstock

    Но если бы кто-то решился инвестировать в небольшой курорт на берегу будущего Адриатического моря, тогда, 6 миллионов лет назад, он вскоре столкнулся бы с неожиданной проблемой. Корень проблемы находился очень далеко, в Антарктиде.

    На протяжении миоценовой эпохи там происходило накапливание льда, что приводило к постепенному снижению уровня мирового океана. С другой стороны, мощная ледяная шапка, придавившая целый континент, вызывала усиление тектонической активности по всему земному шару. Где-то извергались вулканы, где-то происходили землетрясения, где-то давление снизу поднимало целые участки суши, Африка тем временем еще чуть-чуть сдвинулась на север… В результате оба пролива, к северу и к югу от нынешнего Гибралтара, были перекрытыми, и Средиземное море оказалось полностью отрезанным от Атлантики.

    Так совпало, что именно в это время Земля вступила в длительный засушливый цикл. И вот огромное море, некогда бывшее океаном Тетис, начало стремительно высыхать.

    Скорость процесса была поразительной. Море высыхало гораздо интенсивнее, чем Аральское в 20 веке, и за какие-то пару тысяч лет распалось на несколько очень соленых озер, разделенных бесплодными солончаками и соляными пустынями. Это был странный мир. В глубине засушливых многокилометровых впадин стояла 80-градусная жара при давлении до 1.5 атмосфер. Вряд ли там была какая-то жизнь, кроме разве что особо стойких бактерий.

    Но на островах, ставших теперь вершинами гор, и на материковых склонах климат был вполне умеренным. Продолжали течь и реки, образуя на дне бывшего моря глубокие каньоны и заполненные жизнью зеленые оазисы.

    Фото: Shutterstock

    Шли тысячелетия, климат менялся, засушливые периоды чередовались с влажными, когда Нил, Рона и пришедшие им на помощь Тигр с Евфратом частично наполняли морскую котловину, образуя солоноватое или даже вовсе пресноводное Lago Mare — огромное море-озеро. Именно тогда по сухопутным перешейкам на средиземноморские возвышенности, бывшие острова, такие как Крит и Мальта, перебрались из Африки слоны, бегемоты и носороги, а на Балеарские острова — Майорку, Минорку и Ибицу — испанские кролики. В то же время многочисленные африканские мигранты, такие, как львы, антилопы и жирафы, перебирались в Европу через гибралтарский перешеек.

    Тысячелетия шли, климат снова стал теплее, и ледники начали таять. Уровень океана снова начал повышаться, все ближе и ближе подступая к Гибралтарскому перешейку. К тому же перераспределившаяся по другим водоемам вода из бывшего Средиземного моря добавила еще десять метров к уровню.

    Где-то в горах над Гибралтаром тающие ледники оставили крупные ледниковые озера. Миллионы тонн воды накапливались долго, и однажды их час пришел. Плотину прорвало, и озерная вода обрушилась вниз, прямо на сильно истончившийся перешеек. Это стало последней каплей. Первоначально узкий поток быстро стал полноценной рекой, и очень скоро превзошел всякое воображение. Ревущий поток, по мощности тысячекратно превышающий Амазонку, несся с огромной скорость по узкому ущелью, чтобы сорваться в конце километровым водопадом. Размах катаклизма трудно себе представить. Наверное, рев падающей воды было слышно по всей Испании, а поднимающиеся снизу тучи поливали солеными дождями всю округу.

    Но чтобы посмотреть на водопад, по сравнению с которым Ниагара выглядела бы садовым фонтанчиком, нужно было спешить, потому что море быстро наполнялось. Вода прибывала со скоростью до 10 метров в день, образуя гигантские, на сотни километров водовороты, что потребовало от агентства “Миоцен Тревел” срочной эвакуации групп, отдыхавших на Lago Mare.

    Фото: Shutterstock

    Французская гравюра 1886 года изображает извержение вулкана в миоценовую эпоху. Гравюра называется «Земля до человека» 

    Когда западная часть моря почти наполнилась, наступил второй акт драмы. По дну Средиземного моря, от Сицилии до африканского побережья, проходит подводный барьер, отделяющий относительно мелководную западную часть моря от восточной, глубины которой достигают пяти километров. Некоторое время этот порог сдерживал наступающую воду, но в конце концов южнее Сицилии произошел прорыв. Пожалуй, это было даже еще более эпическое зрелище, чем Гибралтарский водопад, зрелище, которое несомненно привлечет миллионы будущих хронотуристов, по крайней мере виртуальных, если уж реальные путешествия во времени так никогда и не станут доступными.

    У меня не хватает воображения даже представить этот катаклизм, но можно представить его последствия. Быстрые изменения климата, смена погоды на дождливую и влажную, похолодание глобального масштаба, резкое падение уровня мирового океана на несколько метров. Но главное — многочисленные землетрясения из-за быстрого перераспределения огромных масс воды, мощнейшие оползни, стометровые цунами по всему побережью. Не лучшее время для курортного отдыха.

    Через пару лет регион изменился до неузнаваемости. Море вернулось на прежнее место, снова отделив Африку от Европы, а острова — от материков. Глубокие каньоны, которые успели проделать реки за время обмеления моря, заполнились морской водой и образовали длинные узкие лиманы — нильский лиман доходил до нынешнего Асуана. Рыбы и прочие морские животные из Атлантики заново заселили средиземноморские воды, но следы от быстрых изменений всей биологии моря заметны и сегодня.

    Разнообразие обитающих на морском дне видов очень скромное по сравнению с другими морями. А вот застрявшие на островах обитатели материков продолжали развиваться, причем довольно успешно — в отсутствии хищников. Слонам и носорогам уже не нужно было расти, и они стали карликовыми, размером с корову и даже меньше. А вот кролики, наоборот, сильно выросли и разучились прыгать. 100-килограмовая тушка не очень приспособлена для прыжков.

    До наших дней, к сожалению, эти любопытные создания не дожили, и есть очень большое подозрение, что этому поспособствовали люди, которые наконец выбрались из Африки, уцелели в ледниковых периодах, научились мореплаванию, охоте с луком и стрелами и прочим экологически вредным привычкам. А прекрасное полноводное Средиземное море в итоге стало колыбелью сразу нескольких великих культур, без которых невозможно даже представить нашу цивилизацию.

    P.S. Высыхание моря в геологии описывается как Мессинский кризис солености (Messinian salinity crisis), а последующее наполнение — как Занклеанский потоп (Zanclean megaflood). Zankle — старое название древнегреческого полиса, который потом стал сицилийским городом Мессина.

    На фото — вид на Мактеш Рамон, пустыня Негев, Израиль, со стороны поселка Мицпе-Рамон. Наверное, так выглядело высохшее море с высоты бывшего побережья. Мактеш — это гигантский эрозионный кратер. Таких в мире всего штук пять, три из них в Израиле. Этот — самый большой, есть еще Большой и Малый. Мактеш Рамон открыли после Большого, но когда стало ясно, что Большой кратер не самый большой, то переименовывать уже не стали. Фото автора.

    Загрузить еще