• Как скоротать 62 минуты пути, или О том, что ваши дурацкие привычки могут оказаться не такими уж дурацкими.Вокруг Света. Украина
    Фото автора
    Домик Санта-Клауса
    Блоги

    Как скоротать 62 минуты пути, или О том, что ваши дурацкие привычки могут оказаться не такими уж дурацкими

    И вот долгожданная встреча! Только я и ОН – Санта-Клаус. Он тебе улыбается и приветствует на родном языке. Милые эльфы уже шепнули дедуле на ухо, откуда ты приехал. Поэтому меня поздравили «З Новим роком!».

    Когда я пересекла границу с Финляндией и ко мне незаметно подкрались пограничники, ничего не предвещало быстрого сгорания нервных клеток. Вежливая финская девушка попросила мой паспорт и начала изучать фотографию и визу. Последовали вопросы. Тут я поняла, что ответы смущают даже меня. Молодая девушка не совсем европейской внешности едет одна в чужую страну. Друзей/родственников у нее там нет, обратного билета тоже, номер в отеле не бронировала, цель поездки – увидеть Санта-Клауса – сомнительная.

    За шаг от провала

    Потом подошли коллеги пограничницы. Все дружно рассматривали мой паспорт и передавали его, как трубку мира, по кругу. Я решила спросить, в чем дело, и мне ответили, что причина такого тщательного контроля – мой первый визит в Финляндию. Вот это гостеприимство! Начали оглядываться пассажиры, и стражи границ решили пригласить меня к себе в каморку. Ну, как пригласить, окружили, сказали взять вещи и повели. Там полностью обыскали. Я даже забыла, что складывала в рюкзак, так они во все отсеки залезли и все карманы проверили. Когда не могли понять мою украинскую душу, то спрашивали, что это за предмет. Вспомнила весь свой английский – оказывается с ним все очень даже good.

    Потом они завели меня в еще одну комнату. Крошечную и темную. Там сидели двое. Сразу было понятно, кто добрый полицейский, а кто злой. По кругу задавали те же вопросы. Я решила, что проблема во мне. Наверное, они подумали, что я хочу остаться в их стране нелегально, найти себе мужа, устроить теракт или все сразу. Но внезапно оказалось, что дело в бельгийцах. Ошарашил вопрос: «А эту печать из Бельгии вы сами рисовали?» Переспрашивала у них три раза, пока убедилась, что мне не послышалось. Сказала, все настоящее и могу им предоставить фотоотчет. Погранцы решили, что нужно более серьезное подтверждение, чем фотки в инстаграме. И тут я предложила им показать свой билет на самолет в Бельгию, который носила с собой уже больше месяца. Как раз утром думала, что уже взрослая и хватит собирать билетики на самолеты или в музеи, они все равно больше не пригодятся. А тут вот оно, как все повернулось. В общем, через пару минут мы решили, что у бельгийцев плохие чернила, мне поставили штамп и пожелали счастливого путешествия по стране.

    Фото автора

    Заветный штамп

    Фото автора

    Мир не без добрых людей

    Впереди у меня было три часа, чтобы узнать Хельсинки. Выхожу из поезда Allegro «Питер – Хельсинки». Ну, не может в моем понимании поезд из России стоить 80 евро, но пришлось платить. Стою на платформе в дубленке и с серым рюкзаком в цветочек. Картина, как из любого фильма, где колхозница приезжает в большой город. Смотрю в расписание, пытаюсь найти надписи на английском. Думала, что мир вокруг меня замер, а оказалось, что мой вид привлек внимание местных. Какой-то милый финн подошел и предложил помощь. Мне хватило финского гостеприимства в поезде и плюс мама говорила не разговаривать с незнакомыми, вот я как-то и отшатнулась. Но помощь мне была действительно нужна. Поэтому я вспомнила, что в случае чего у меня есть с собой нож и поэтому согласилась. Финн помог мне найти кассы, которые оказались закрыты. Хотела купить билет из Рованиеми (Лапландия) в Хельсинки. Потом спросила этого дяденьку, как мне попасть с ж/д вокзала в центр. Он сказал, что центр и так здесь и ехать никуда не надо. Вывел меня с вокзала. Я надеялась, что он выведет меня в люди и пойдет по своим делам. Но нет, он решил показать мне город. Повел к церкви. Видимо, я похожа на бабу, которую сразу надо отвести в храм. Может, хотел обвенчаться или беса изгнать.

    Фото автора

    Дневной Хельсинки

    Фото автора

    Перед огромной белой церковью была толпа людей. Мы чуть поговорили о том, что в Хельсинки много русских и мало арабов, а потом он решил отвести меня к Финскому заливу. Спустя минут 20 общения я решила все-таки познакомиться со своим экскурсоводом. Выдохнула и спросила, как его зовут. Он назвал какое-то страшное и непонятное для меня финское имя. Разумеется, я его не запомнила, но переспрашивать не стала. Возле воды он рассказал мне, что на другой стороне находится крепость Суоменлинна (или Свеаборг). Там живут люди, и к ним захаживают туристы. Если бы не последние, то это было бы идеальное место для социофобов.

    Я посмотрела крепость спустя несколько дней. Все просто: от морского вокзала Хельсинки туда каждый час ходят катера за 3 евро. Плыть до острова всего-то минут 10. Чтобы понять, насколько Суоменлинна крошечная, надо смотреть с высоты. Там четыре маленьких островочка, которые соединены мостиками по 5–10 метров. Самый шик – Королевские ворота. До них быстрым шагом идти минут 20. Построена вся эта бастионная система в 18 веке. Раньше крепость использовали по назначению, а сейчас там просто крутая фото-зона и туристический центр. Покинуть Свеаборг можно только вплавь.

    Фото автора

    Королевские ворота, о. Свеаборг

    Фото автора

    Но вернусь к истории в вечернем Хельсинки. Мой финский друг сказал, что хочет показать мне город с высоты. Есть место, где хороший панорамный вид. Это Отель. Я чуток припугнулась. Ну, завел меня 40-летний учитель информатики в хельсинский отель, неловкое молчание в лифте, прошли через бар на площадку. Вид реально шикарный. Пофотографировала я, пофотографировал он. Потом был немного неожиданный момент. Мистер с тяжелым именем говорит мне: «Ты обязательно должна пойти здесь в туалет». Решила не спорить, пошла. Оказывается, он хотел, чтобы я посмотрела на панораму города. Там были окна на всю комнату. Ты… в общем, делаешь все свои дела с видом на огни Хельсинки. Честно говоря, странное удовольствие.

    Этот дяденька, как я потом узнала из соцсетей, его зовут Векси или как-то так, ходил со мной три часа до моего поезда в Лапландию. Он рассказал, что несколько недель был в Питере и тоже приехал на Allegro. Удивился и обрадовался, что именно я та «звезда», которую через весь поезд вели пограничники. Не знаю, чего он после поездки не шел домой, а ходил с малознакомой украинской девушкой. Но после променада решил показать мне аутентичный финский бар. Почему-то у аутентичного финского бара было название в честь трактора чешского производства – «Зетор», но не суть. Выглядел барчело действительно интересно. На стенах прибиты лыжи, коньки, флаги, посреди залов стоят «зеторы».

    Векси угостил меня чаем. Он не был похож на тот, что я пила дома или в Англии или еще где-то. Пах какими-то дровами, как чай с полевой кухни, но все равно чуть другой. И был очень крепкий. Тут я опять вспомнила маму и все криминальные истории, которые она давала мне в детстве прочитать в газетах. Я подумала, вдруг этот незнакомый финский мужчина решил меня опоить. Через пару глотков чая и 10 минут в тепле почувствовала легкое головокружение. Ну вот, сейчас я узнаю, насколько развит криминал в Европе. Появилась слабость. В голове нарисовала, как буду действовать, если в чае яд. Но через пару минут поняла, что слишком мнительна и все с чаем в порядке, просто перепады температур и долгое время без обеда дали такой эффект.

    После всех походов по центру Хельсинки меня посадили в поезд. Вежливый европеец проверил, все ли в порядке с моим вагоном и кто попутчики, пожал руку и ушел.

    Фото автора

    Собор Святого Николая на Сенатской площади, Хельсинки

    Фото автора

    Встреча с легендарным бородатым мужчиной

    В Лапландию я приехала в 10:30 утра. В Рованиеми только рассвело. Пробуждение солнышка увидела из окна поезда. Заснеженные елки и красное зарево над ними. Звучит банально-поэтично, но выглядело красиво. На станции было пусто. Касс там не оказалось. Купить билет обратно на вокзале можно было только через интернет. Проводник, который тоже вышел со мной из вагона посоветовал оплатить путевку в Хельсинки через терминал. Пыталась объяснить ему, что у меня нет столько денег на карточке и я, как беглый преступник, предпочитаю расплачиваться кэшем. Он сказал, что единственная дорожка для меня – это поход в центр города. Подъехать нечем. «Та тут близко, километра полтора-два», – сказал проводник, чем-то похожий на Гантера из «Друзей».

    Фото автора

    Лапландия

    Фото автора

    Я и пошла. Людей нет. Через пару часов уже темнеть начнет, полярная ночь как-никак. Вижу заправку. Подхожу туда, навстречу мне идет женщина в розовом лыжном костюме и с палками. Решила спросить у нее. Подошла ближе, задала вопрос и увидела, что женщина не совсем здорова. Думала дать заднюю, но женщина взяла меня за руку и повела в сторону. Я пыталась ей объяснить по-английски, что мне надо в центр, она мне отвечала по-фински. Диалог не удался. Всю дорогу нам почти не попадались прохожие, а незнакомка что-то бубнила себе под нос на своем языке. Довела до какого-то перекрестка рядом с полицией и церковью. Там остановилась. Отпустила мою руку, взяла свои лыжные палки, развернулась направо и ушла. На детской площадке я спросила у какой-то мамочки, где центр. Она сказала, что в 200 метрах отсюда. Оказалось, что меня привели туда куда надо.

    В центре тоже людей было негусто. Касс с эмблемой железнодорожной компании не видно. Зашла в контору, которая отправляет кататься туристов на снегоходах. Там мне посоветовали купить билет через интернет. (Ну, надо же! Какой оригинальный ответ! Сама бы я не догадалась.). Пришлось объяснять «онли кэш». Даже предложила девочкам дать деньги наличкой, если они со своих кредиток купят мне билет. Но пройдя круг ада под названием «трудности перевода», они поняли, что это не ограбление и деньги у меня есть свои. Сказали, что через 100 метров отсюда киоск, который так и называется «Киоск», и там продаются билеты на поезда.

    С билетом за 80 евро (кошмар, как так дорого могут стоить внутренние перемещения!) до Хельсинки в кармане и со спокойной душой поехала в Деревню Санта-Клауса. Там все достаточно прозаично, стандартные развлечения для туристов. Олени, хаски, опять олени, только теперь уже в виде супа. Отвалила кучу денег за развлечения. Просто, как пел Робби Вильямс «Рarty like a russian». За двухкилометровую беготню хаски – 35 евро, за то, чтобы посмотреть, как олень будет вилять маленьким хвостиком и катать тебя 500 метров по заповеднику – 17 евро. Пошла в ледовый «дворец» за двадцатку. «Дворец» был хорошо замаскирован под сугроб, но внутри выглядел красиво. Там даже есть комнаты, чтобы остаться на ночь. Но пусть еще мне заплатят за сон при нулевой температуре. 150 евро это точно не стоит!

    И вот долгожданная встреча! Только я и ОН – Санта-Клаус. Не сразу, конечно, а спустя час стояния в очереди. Но все же мы наконец-то встретились. Санта-Клаус окружен большим деревянным боксом, за которым его никто не видит, пока не зайдет вовнутрь. Бородатый мужчина-легенда сидит на большой скамье в окружении бутафорских подарков и эльфов. Фотографировать его нельзя. Не знаю, какие санкции применяют к нарушителям, но то, как они сурово предупредили не снимать, пугает.

    Когда ты заходишь к Санте, он тебе улыбается и приветствует на родном языке. Милые эльфы уже шепнули дедуле на ухо, откуда я приехала. Поэтому меня поздравили «З Новим роком!». Было приятно. Наше общение проходило не тет-а-тет. Когда я вышла из праздничной комнаты, мне предложили купить видео, где я захожу к Йолоупуки, как за «Оскаром» + можно приобрести фото. Все это предприимчивый дедуля и его помощники продают за 40 евро. Отказалась.

    Фото автора

    «Санта здесь!»

    Фото автора

    Вспомнила, что нахожусь на Полярном круге. Оказывается, там выдают сертификат и ставят отметку в паспорте за то, что ты молодец и таки добрался до Полярного круга. Это тоже стоило денег, но штамп в заграннике лучший check-in, поэтому пришлось уговорить своего внутреннего дядюшку Скруджа на 5 евро.

    Через пару часов опустились сумерки и началась снежная буря. Потом совсем стемнело. В 4 вечера была ночь. Полярная ночь. В 17:00 парк закрывается. А поезд у меня в 21:00. Вернулась в город. Решила пройтись вдоль реки. Долго ее искала, оказалось, что не могла найти, потому что она замерзшая. Потом не могла выйти от реки, потому что не знала куда. В итоге шла и увидела, светящийся крест церкви. Пошла на свет. Подумала, что это знак. Вышла от речки к церкви и оказалась на том самом месте, где меня оставила женщина в розовом лыжном костюме. Поняла, что все было не случайно – теперь я знаю, как идти к цивилизации. Направо пойдешь – вокзал найдешь, прямо – полицию, а налево – центр. Выбрала третье. Пошла искать еду.

    Фото автора

    Дом Санта-Клауса в 16:00

    Фото автора

    Буря чуть утихла. Людей на улице не прибавилось. Из-за каких-то углов повылезали русские туристы, но я с ними не общалась. В итоге, посмотрев на цены в нормальных ресторанах, решила, что не готова платить за суп 20 евро. Пошла действовать по своему стандартному плану. Боже, храни арабов, которые приезжают в Европу не устраивать теракты, а готовить кебабы! До этого я думала, что Бельгия – самая дорогая страна в моей жизни после Англии. Теперь страну жареной картошки потеснила Финляндия. Потому что в Бельгии кебаб можно было купить за 3 евро, а тут он стоит целых 7. Но было много мяса и картошки + салат. Я даже переела. Увидев мое унылое и уставшее лицо после ночи в поезде, кебабмэн предложил мне бесплатно чай или кофе.

    Впереди были еще полтора километра и хорошая музыка в наушниках. До вокзала дошла без происшествий. Уже предвкушала, как проведу 13 часов в поезде на сидячих местах. Но ничего, я научилась относительно комфортно умещаться на двух креслах. Одно мое законное, второе оккупированное. Розетка для телефона есть, вай-фай бесплатный.

    Оля Китик: «Чаще тележурналист, реже писатель. В любом путешествии у меня одинаковый план: 1) выйди из дома, 2) импровизируй.

    Считаю, что приключения можно найти, даже выйдя за хлебом. Живу в Одессе, но мысленно где-то на Гоа.

    Загрузить еще