Вторник, 1 декабря 2020
В Испании есть три типа школ: государственные; наполовину частные, где часть расходов покрывает церковь и государство; частные, в которых родители оплачивают полную стоимость.
Первый год после переезда наши девочки, Лина и Кира, учились в частной школе, а сейчас в государственной. За частную школу мы платили 1200 евро в месяц за двоих детей (включая питание), плюс форма на ребенка около 400 евро в год, плюс учебники около 350 евро в год. В государственной школе мы платим 180 евро за месяц — только за питание. Учебники выдают бесплатно, школьной формы нет.
Кроме того, государственные школы дают дополнительные возможности. К примеру, Лине нужна поддержка логопеда, и ее мы смогли получить бесплатное в необходимом объеме в государственной школе. А вообще-то стоимость занятий с хорошим логопедом в Испании — до 70 евро за 45 минут.
В частной школе Лину не смогли научить говорить по-испански, поэтому она не смогла сдать аттестацию в конце года (она обязательна для всех, и ребенка не переводят в следующий класс, если он не справляется с аттестацией). Все, на что их хватило, — это предложить Лине повторить курс. Очень удобно для школы. И ведь ни разу за год никто из учителей нам не сказал, что они не справляются, и не предложил вызывать в школу логопеда, пусть даже за дополнительную оплату.
К счастью, за год жизни в Испании мы познакомились с разными людьми, у которых дети учились в государственных школах. Они развеяли наш стереотип о том, что частное образование намного лучше. Поэтому во второй класс мои дочки пошли в государственную школу, о чем мы ни разу не пожалели за 4 года. Лине все-таки пришлось повторить курс, но уже с необходимой поддержкой. И теперь мои двойняшки учатся в разных классах: Лина в четвертом, а Кира в пятом.
Занятия в школе начинаются не с первого сентября, а во второй понедельник сентября. В первый день в государственной школе я нарядила дочек в парадную одежду (ведь формы там нет). Купила красивые синие юбки, туфельки, белые блузки. На нас поглядывали все: и учителя, и родители, и дети, которые пришли в обычной повседневной одежде.
В первый день девочки вернулись из школы идеально чистые и грустные. Так продолжалось несколько дней, пока дети, наконец, не сказали, что им не разрешают играть с остальными и ползать там, где все ползают, потому что они слишком нарядные. Так что я отправилась в ближайший магазин Zara за обычной детской одеждой. Честно говоря, все-таки я скучаю по форме: удручает огромное количество вещей, которое все время надо приводить в порядок, ведь теперь им ползать и бить по луже палкой никто не запрещает.
Даже в начальной школе за классом не закрепляют учителя (как у нас). Преподаватели меняются каждый год, чтобы не было любимчиков, или, наоборот, тех, кого не любят. Но каждого нового учителя наши дети обожают еще больше, чем предыдущего! Девочки рассказывают, какие учителя добрые, хорошие, рисуют им картинки в подарок. Надо понимать что наши дети — не какие-то особенно послушные, и учатся не идеально. Кира очень творческая, и математика вообще не ее конек. И знаете что? Ни разу нам никто не сказал, что с ней что-то не так.
В прошлом году учитель вызвал меня на личную встречу, и я ожидала, что мы будем обсуждать математику. Мы ее обсудили, но только в конце встречи. Учитель просто сказал: «Надо помочь, чтобы она логику поняла. Я буду стараться со своей стороны, и вы дома тоже как-то стимулируйте». Основной же темой встречи была стеснительность дочки. Учитель хотел посоветоваться, как ее раскрепостить. И придумал же! Поручил ей вести уроки искусства, потому что она рисует с рождения, и это у нее получается лучше всего.
Через год, в пятом классе, у дочки проходная оценка по математике, она завела друзей и перестала стесняться. А ведь могло быть совсем иначе!
Общие собрания проводятся дважды в год, на них говорят об общем состоянии класса, активностях, подготовке к праздникам. Никогда не разбирают успехи детей на таких собраниях. И это чудесно. Я-то знаю, как это бывает: моя старшая дочь окончила школу в Киеве. Те родительские собрания я частенько вспоминаю.
Обучение разделено на три цикла. Точнее, на четыре, если считать школу-садик (Infantil), куда дети почти всегда идут лет с трех, а то и раньше, с года. Отпуск по уходу за ребенком у работающей мамы — всего полгода.
Начальная школа (Primaria) — с первого по шестой класс. В нашем случае начальная школа размещена в отдельно стоящем здани, где находится также и садик. У нас даже есть парковка для колясок. Родители привозят детей в колясках, сдают малышей нянечкам и учителям, оставляют коляски на парковке (отдельно для каждого класса) и вечером забирают их уже с малышами. Надо сказать, что в Испании детей до 4-5 лет катают в колясках. Иногда даже дают им соски-пустышки. В начале это очень удивляло, особенно учитывая, что наши трехлетние дети уже гуляли ножками по всему городу. Сейчас я привыкла к такой картине.
Второй обязательный этап образования — средняя школа, Secundaria, ESO (educación secundario obligatorio), или институт. Он состоит из четырех курсов.
И вот уже после них есть выбор: покинуть школу и получать рабочую специальность, или продолжить обучение в старшей школе, сдать экзамен (Selectividad) и по его результатам поступить в университет.
Итого ребенок проводит в школе 10 или 12 лет.
Есть школы, объединяющие все этапы обучения, а есть такие, которые дают только начальное образование, и затем надо ребенка переводить в другую школу. Но в Испании найти место в хорошей школе — еще тот квест. Кире и нам он предстоит через год, поскольку математика — не ее сильная сторона, а в нашей школе средняя и старшая школа специализируются на информатике и математике.
В младшей школе: испанский язык, как первый государственный, затем валенсийский язык, как второй региональный, математика, английский, искусство (на английском), музыка (дети мучают флейту и соседей), физкультура, природоведение (на испанском) и что-то вроде обществоведения (на валенсиано).
В итоге дети учатся на трех языках. Не могу сказать, что английский у них на хорошем уровне, но безусловно будет хорошим к средней школе. В средней добавляется еще один или два иностранных на выбор. Обычно это французский или немецкий. И еще на выбор — этика или религия. Наши «истинные католички», рожденные в Киеве, в 6 лет выбрали из этих двух предметов религию. Мы всегда уважаем выбор детей и поддерживаем их в любом начинании, но тут удивились. Пока дочка не рассказала мне про Махатму Ганди, про его жертву, — это то, о чем ей рассказали на уроке религии. То есть уроки — это не про Библию, точнее, не только про нее, а про гуманизм, любовь к ближнему. Плюс рисование и подготовка к Рождеству.
В нашей школе учатся дети с инвалидностью, например, такие, которые передвигаются с дополнительными усилиями. Когда в школе утренники, именно эти дети танцуют в центре сцены или в первой линии. Не дети учителя или директора школы, а дети, которые больше всех нуждаются в поддержке.
Остальные дети тянут жребий, кто будет играть главную роль. И никто не обижается.
Первые годы я прямо ревела на этих утренниках. От счастья за детей, у которых нет здоровья, но есть максимальная возможность не чувствовать себя обделенными. Это о толерантности общества, об эмпатии, обо всем, над чем нам надо работать.
За два дня до начала весеннего карантина город веселился, устраивал ежедневные салюты и гуляния. Правительство автономии тянуло до последнего, потому что на кону стоял самый большой ежегодный праздник Las Fallas, сопоставимый по масштабу с карнавалом в Рио. Подготовка стоила миллионы, а прибыли ожидался почти миллиард.
Но 13 марта объявили карантин, праздник отменили, и все отправились по домам.
Уже через несколько дней учитель одной из дочерей создал свою зум-конференцию, и буквально через неделю дочка стала заниматься почти в полном объеме. Учитель добавлял задания на школьной онлайн-платформе и вел уроки в зуме. Вначале это была личная инициатива учителя, потому что у второй девочки онлайн уроки начались только недели через две, когда уже сделали какую-то специальную бесплатную платформу, без ограничения сессий во времени. По ТВ тоже показывали уроки, но они были унылые и корткие, всего час в день.
Нашим детям давали помимо обычных уроков еще и видео-уроки физкультуры. Это было забавно. К счастью, соседи выдержали.
По итогам года Лина и Кира хорошо сдали экзамены и перешли в следующий класс без особых приключений.
С сентября занятия возобновились, девочки были счастливы вновь увидеть своих друзей, даже несмотря на то, что занятия проходят в масках. Снять их можно только на переменах, когда обед ии перекус. Также можно снять маску, если на перемене отойти от других детей, держать дистанцию.
В классах теперь всегда открыты окна и двери, чтобы был постоянный сквозняк. Это норма, принятая для всей страны. И нам очень повезло, что мы живем в Валенсии, где тепло, а не в Наварре, к примеру, где намного холодней.
Но зато благодаря всем этим мерам за почти три месяца занятий только 1,5% учащихся отправили на карантин. Все остальные дети здоровы, получают образование и общение, которые так необходимы в их возрасте.
Все фото автора.
Читайте также:
В Италии школьники протестуют против дистанционного обучения
Коронавирус и школа: как в разных странах возвращают детей в классы