• В Сибири климатологи нашли мощный источник «веселящих газов», которые вредят планете.Вокруг Света. Украина
    Экология
    Понедельник, 13 декабря 2021

Речь идет о выбросах закиси азота (N2O) — одного из парниковых газов, вызывающих нагревание нашей планеты. Он также известен под названием «веселящий газ» из-за производимого им опьяняющего эффекта, который провоцирует приступы смеха.

Исследователи изучили окрестности рек Лена и Колыма на северо-востоке Сибири и обнаружили, что по мере таяния вечная мерзлота здесь выделяет в 10-100 раз больше закиси азота, чем обычно при таких процессах.

Хотя «веселящего газа» в атмосфере не так много, как углекислого газа и метана, он оказывает гораздо более значительное влияние на изменение климата: N2O почти в 300 раз сильнее углекислого газа в качестве согревающего агента, если брать из расчета 100-летний период. Закись азота производится микробами в почве.

В Сибири распространен тип вечной мерзлоты под названием Едома, богатый органическим материалом. Едома простирается на территории более миллиона квадратных километров в Северном полушарии.

По мере оттаивания вечной мерзлоты популяция микробов, продуцирующих N2O, растет, а популяция микробов, потребляющих N2O, сокращается. Это изменяет азотный цикл и означает, что наружу попадает значительно больше закиси азота.

Ранее исследователи думали, что азот, законсервированный в вечной мерзлоте, не вызывает особого беспокойства с точки зрения изменения климата, потому что круговорот азота в холодной арктической почве обычно очень медленный (высокие выбросы N 2 O обычно связаны с сельским хозяйством).

Это открытие показывает, что необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, сколько азота может храниться в холодных ландшафтах Сибири, как быстро он может высвобождаться и каковы могут быть последствия для планеты в целом и местных экосистем в частности.

По материалам Sciencealert