Канатный трамвай в Сан-Франциско, США (San Francisco cable car system)
Сан-Франциско – город холмов и легенд. Но главная его легенда – это не Алькатрас и не «Золотые Ворота», а канатный трамвай, с 1873 года успешно взбирающийся на городские взгорки. До сегодняшнего дня, правда, дожили всего три линии из 23, работавших в конце XIX века. Но и это немало: систему канатных трамваев не смогли уничтожить ни землетрясения, ни конкуренты – более дешевые электрические трамваи, ни муниципальные власти.
Подъемник «Артиллерия» в Чили (Ascensor Artillería)
Город Вальпараисо в Чили можно назвать рекордсменом по количеству фуникулеров: их здесь восемь. Один из самых востребованных – подъемник «Артиллерия», функционирующий с 1893 года. Два ярко окрашенных вагончика возят на смотровую площадку, с которой открывается потрясающая панорама.
Вуппертальская подвесная дорога в Германии (Wupper-taler Schwebe-bahn)
Вуппертальскую подвесную дорогу открыли в 1901 году, но многократно модернизировали. Маршрут длиной более 13 км проходит над рекой Вуппер и улицами Вупперталя. Поезда движутся на высоте около 12 м со скоростью 60 км/ч.
Трамвай Грейт-Орм в Великобритании (Great Orme Tramway)
Тидно, Силио, Сейриол, Трилло — священные для валлийцев имена. Когда-то давно они принадлежали почитаемым в Уэльсе монахам. Но вот уже больше 100 лет их носят вагончики, бегающие вверх-вниз по склону мыса Грейт-Орм в городке Лландидно. Оригинальные пассажирские трамваи с тросовым приводом эксплуатируются с 1902 года.
Будайский фуникулер в Венгрии (Budavári Sikló)
Чтобы подняться от Цепного моста в Будайскую крепость пешком, нужно минут 15, но туристы Будапешта предпочитают провести час в очереди, чтобы проехаться на Будайском фуникулере. Линия была открыта в марте 1870 года, а во время Второй мировой войны уничтожена бомбами. Шикло реконструировали в 1986 году. Вагоны «Геллерт» и «Маргит», восстановленные в оригинальном дизайне, перевозят за год до миллиона пассажиров.
Загребский фуникулер в Хорватии (Zagrebačka uspinjača)
Загребский фуникулер с длиной трассы в 66 м — один из самых коротких в мире. Тем не менее, он внесен в список местных памятников культуры: с 1893 года сохраняет первоначальный вид и большинство технических характеристик. Даже кирпичная кладка стен не пострадала от вековой нагрузки. В полукруглых нишах основания фуникулера сегодня открыты сувенирные лавки.
Фуникулер Гельмербан в Швейцарии (Gelmerbahn)
Чемпион по крутизне в Европе – с максимальным уклоном около 50° – функционирует в Бернских Альпах. Длина Гельмербана – чуть более километра, перепад высот – около 450 м. Путь к озеру Гельмер занимает 10 минут. В туристический аттракцион фуникулер был превращен 15 лет назад, а построили его в 1926 году для технических целей – обслуживания строительства гидроэлектростанции.
Трамвай на пике Виктория, Конконг (Peak Tram)
Лучший вид на город открывается с пика Виктория. И уже почти 130 лет самый эффектный способ подняться туда – трамвай-фуникулер. Ради поездки по живописным местам туристы готовы часами стоять в очереди.
Фуникулер на Монмартре во Франции (Le funicu-laire de Montmartre)
К базилике Сакре-Кёр в Париже ведут 270 ступенек. Можно долго и вдохновенно идти по лестнице, а можно подняться на фуникулере. Всего за полторы минуты и по цене билетика на метро. Вполне парижское приключение.
Статья Святослава Зеленского была опубликована в журнале «Вокруг Света» №8 и на сайте vokrugsveta.ru
Читайте также:
На норвежских фьордах построят подводные туннели
Лучшие фотографии 2016 года по версии National Geographic