• Перелеты в эпоху коронавируса: велик ли риск заразиться и как себя обезопасить.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Лайфстайл
    Вторник, 13 октября 2020

    Перелеты в эпоху коронавируса: велик ли риск заразиться и как себя обезопасить

    Новое исследование, опубликованное в авторитетном медицинском журнале JAMA, утверждает, что в самолете риск заразиться коронавирусом меньше, чем в офисе, в классе или в автобусе.

    После снятия жестких локдаунов и возобновления авиаперелетов многие люди все же отказываются от идеи  сесть в самолет из-за опасений заразиться. Насколько велик риск, и что предпринять, чтобы его уменьшить? На этот вопрос сейчас пытаются ответить и эпидемиологи, и авиакомпании.

    Больше всего опасений обычно вызывает именно перелет, поскольку люди находятся в полностью закрытом пространстве. Кажется, что воздух в салоне гоняют туда-сюда с помощью кондиционера, разнося по рядам инфекцию. Однако недавно опубликованное в авторитетном медицинском журнале JAMA исследование утверждает, что риск заразиться коронавирусом при авиаперелете довольно низкий.

    Как передается COVID-19?

    Коронавирус, вызывающий COVID-19, передается через капли и более мелкие аэрозольные частицы, выделяющиеся при кашле, чихани, разговоре, пении. Человек может заразиться, если эти частицы достигают его рта или носа напрямую или через руки (если капли осядут на поверхности, а вы коснетесь этой поверхности и затем — своего носа, глаз или рта).

    Насколько чист воздух в пассажирском самолете?

    В современных лайнерах воздух поступает в салон через воздухозаборники над головами пассажиров и направляется вниз к выходным отверстиям на уровне пола. Поток воздуха идет сверху вниз, в пределах одного-двух рядов. Между рядами, вперед и назад, циркулирует совсем небольшой поток воздуха.

    Воздух в салоне очищается фильтрами HEPA того же типа, что используются в операционных, плюс постоянно на 50% обновляется за счет забортного воздуха (а излишки, которые не идут на рециркуляцию, отправляются за борт). Таким образом, 100% объема воздуха в салоне полностью обновляется за несколько минут.

    Поэтому основной риск авиаперелета при коронавирусе связан с тем, что на соседнем кресле может оказаться пассажир, больной ковид. Одно время авиакомпании обсуждали возможности разделить кресла щитками или развернуть среднее кресло, чтобы изолировать пассажиров друг от друга. Однако такие меры сильно затрудняют посадку и тем более эвакуацию. Поэтому сейчас никаких щитков на креслах нет. Что хорошо — это то, что люди в салоне самолета остаются относительно неподвижными, практически не контактируя лицом к лицу, в отличие, например, от поезда и тем более от городского автобуса.

    Есть ли случаи заражения коронавирусом на борту самолета?

    В сентябре американский Центр по контролю заболеваний оценил количество людей, которые потенциально могли заразиться коронавирусом в самолетах, в 11 тысяч человек. Однако подтвержденных случаев заражения на борту всего 42 во всем мире.

    Один из этих случаев произошел во время эвакуационного рейса из Милана в Сеул в марте. Эпидемиологи из США и Кореи пришли к выводу, что женщина заразилась в туалете самолета. Изначально в Милане всех пассажиров проверили на симптомы в аэропорту и выдали респираторы. И в аэропорту, и в самолете пассажиры держали дистанцию 2 метра. Респираторы снимали только для еды и в туалете. По прибытии в Сеул отправились на карантин в изолятор. В первый день всем сделали тесты на коронавирус, и шестеро пассажиров оказались позитивными, причем симптомов у них еще не было. Через две недели всем повторили тест. Все шестеро выздоровели, но еще одна женщина внезапно оказалась инфицированной.

    Впоследствии эпидемиологи опросили ее и всех пассажиров рейса. Выяснилось, что женщина в Милане три недели просидела дома одна на самоизоляции, в аэропорт ехала не на общественном транспорте, и исследователи сделали вывод, что заразиться она могла только в самолете. Она пользовалась туалетом, которым пользовались и двое бессимптомных пассажиров, причем и сама женщина, и те пассажиры в туалете снимали маску (видимо, чтобы умыться). 

    Что делают авиакомпании и аэропорты, чтобы снизить риски

    • опрашивают пассажиров на предмет симптомов;
    • проводят дезинцекцию помещений, багажа и салона самолета;
    • ограничивают размеры ручного багажа, чтобы ускорить рассадку пассажиров в салоне;
    • рассаживают пассажиров с соблюдением дистанции, если есть такая возможность;
    • в салоне минимизируют контакты стюардов с пассажирами;
    • рассматривают возможность делать тесты на COVID-19 всем пассажирам прямо в аэропорту перед полетом.

    Фото: Depositphotos

    Что может сделать пассажир, чтобы обезопасить себя

    • лучше забронировать кресло у окна. Исследование, проведенное еще в 2018 году специалистами Университета Эмори в Атланте (США), показало, что пассажиры у окна меньше рискуют подхватить любую респираторную инфекцию в самолете. Отчасти потому, что они просто реже встают со своих мест и контактируют с пассажирами на других рядах. Поэтому следующий пункт очевиден:
    • как можно реже вставайте с места. Сходите в туалет заранее;
    • отрегулируйте воздушное сопло над головой так, чтобы поток шел вертикально;
    • старайтесь не снимать маску или респиратор на протяжении всего авиаперелета.

    Справка: «Журнал Американской медицинской ассоциации» — еженедельный международный медицинский научный журнал, издаваемый American Medical Association. По состоянию на 2010 год JAMA является самым читаемым медицинским журналом в мире.

    Читайте также:

    Сингапурская авиакомпания превратила самолет в ресторан на уик-энд

    Немецкий лоукостер придумал, как заработать на пустых местах в самолетах