• 10 самых крутых открытий 2020 года, связанных с динозаврами.Вокруг Света. Украина
    Фото: Matt Zeher
    Вторник, 29 декабря 2020

10 самых крутых открытий 2020 года, связанных с динозаврами

Что ел нодозавр, как гадрозавры доплыли до Африки, зачем малышу титанозавра рог, как выглядел кузен T-Rex'a, действительно ли существовали карликовые динозавры?

Хотя динозавры вымерли 66 миллионов лет назад, мы все еще узнаем их секреты.

Спинозавр умел плавать

Jason Treat, NG Staff, and Mesa Schumacher Art: Davide Bonadonna

В течение многих лет ученые думали, что спинозавр умел плавать, но у них было мало окаменелостей, подтверждающих это. Самый полный образец был уничтожен во время бомбардировки Германии союзниками в ходе Второй мировой войны. Теперь, согласно апрельскому исследованию, опубликованному в журнале Nature, мы знаем, что хвост спинозавра был широким и похожим на весло. Это идеально подходило для пловца.

«Это открытие  опровергает идею, что классические динозавры никогда не вторгались в водное царство, — сказал ведущий автор исследования Низар Ибрагим, палеонтолог из Детройтского католического университета. — Этот динозавр активно преследовал добычу в толще воды, а не просто стоял на мелководье подстерегая проплывающих рыб».

Найден отлично сохранившийся желудок динозавра

Как показал анализ окаменевшего содержимого желудка нодозавра вида Borealopelta markmitchelli, он предпочитал питаться несколькими видами папоротника.

Illustration by Julius Csotonyi/Copyright Royal Tyrrell Museum of Palaeontology

Обычно бывает трудно точно узнать, что именно ели травоядные динозавры. Листья и другие растительные материалы плохо сохраняются в окаменелостях.

Находка окаменелости нодозавра с хорошо сохранившимся пищеварительным трактом помогла пролить свет на эту загадку. Окаменелое содержимое желудка 5,5-метрового нодозавра вида Borealopelta markmitchelli, которому 112 миллионов лет, показало, что нодозавр был крайне разборчив в еде. Он ел только определенные виды папоротников и, по-видимому, предпочитал листья стеблям и веткам. У динозавра в кишечнике также были найдены камни размером от горошины до виноградины, известные как гастролиты, которые, вероятно, помогали ему перетирать пищу. Результаты исследования опубликованы в июне в журнале Royal Society Open Science,

Найден рогатый эмбрион титанозавра

динозавр

Фото: Kundrát M. et al. Current Biology (2020); Illustration by Vladimir Rimbala

В младенчестве длинношеие динозавры — титанозавры — имели рога?

Обнаруженный в Аргентине редкий эмбрион титанозавра имеет рог, похожий на рог носорога. У взрослого титанозаврарога не было. Об этом говорится в августовском исследовании журнала Current Biology. Возраст эмбриона примерно 80 млн лет.

Возможно, малыш титанозавра использовал его, чтобы проклевывать свою скорлупу.

Первые яйца динозавров имели мягкую скорлупу

Фото: M. Ellison/©AMNH

На фото: Кладка окаменелых яиц протоцератопса, найденная в пустыне Гоби в Монголии

Первые яйца динозавров могли иметь мягкую скорлупу. Об этом сообщается в июньском исследовании журнала Nature. Исследователи обнаружили древние яйца двух видов динозавров — рогатого динозавра Protoceratops, который жил в меловой период, и длинношеего зауроподоморфа Mussaurus, который жил в триасовый период. В другом исследовании, также опубликованном в Nature, другая группа ученых сообщает о найденном в Антарктиде яйце мозазавра с мягкой скорлупой. Это существо, жившее 68 лет назад, было не динозавром, а морской рептилией, современником динозавров.

До сих пор остается загадкой, где было отложено, развивалось и вылупилось это яйцо размером с футбольный мяч: в воде, или на суше, как у черепах.

Открыт новый вид тираннозавров, названный «Жнецом смерти»

У исследователей есть пока только два черепа этого динозавра недавно открытого вида, но вот как он мог выглядеть около 80 миллионов лет назад:

Фото: Julius Csotonyi

У Tyrannosaurus rex появился новообретенный двоюродный брат с устрашающим именем «Жнец смерти» (Thanatotheristes degrootorum), родом из нынешней Альберты, Канада. Этот зверь возрастом 79,5 миллионов лет является старейшим из зарегистрированных тираннозавров из Северной Америки. Это также первый тираннозавр из Канады, получивший новое имя за 50 лет.

Это было очень внушительное животное с высотой бедра примерно 2,4 метра.  «Жнец смерти» имел уникальные вертикальные гребни, идущие от глаз вдоль верхней части носа. Ученые не уверены, для чего у плотоядного животного были эти гребни, но, если бы вы были его добычей, они, возможно, были бы последним, что вы видели перед тем, как жнец прикончит вас.

Динозавр, которого не было

Череп этого существа возрастом 99 миллионов лет сохранился в янтаре.

Фото: Lida Xing

Кусок янтаря из Мьянмы возрастом 99 миллионов лет с сохранившимся внутри черепом загадочного существа попал в заголовки газет, когда исследователи заявили, что это, возможно, самый маленький динозавр в истории. У этого похожего на птицу динозавра было около 100 крошечных острых зубов, а его вес составлял всего 2 грамма.

Тем не менее, когда другие образцы этого животного были найдены и проанализированы, оказалось, что это не динозавр, а ящерица. В результате исходное исследование было отозвано.

Несмотря на это, авторы считают находку важной: «Это важное открытие, независимо от того, странная ли это птица или странная ящерица с птичьей головой», — рассказал Live Science в июле со-руководитель исследования Джингмай О’Коннор из  Филдовского музея естественной истории в Чикаго.

Обнаружены эмбрионы тираннозавров

Исследователи нашли коготь пальца ноги и челюсть только что вылупившихся детенышей, а, возможно, и эмбрионов тираннозавров, которые жили между 75 и 70 миллионами лет назад в Северной Америке.

Фото: Gregory Funston

На фото: Примерные размеры найденных детенышей в сравнении со взрослым тираннозавром вида Albertosaurus (слева) и ведущим исследователем Грегори Фанстоном.

Находки молодых тираннозавров любого вида чрезвычайно редки, и до сих пор палеонтологи не находили никаких костей, которые могли бы принадлежать эмбрионам.

Этот огромный хищник начинал свой жизненный путь имея череп размером с мышь. Найденные окаменелости включают коготь пальца ноги, найденный в Альберте, Канада, и кость челюсти, обнаруженную в Монтане.

Крохотная челюсть тираннозавра длиной 2,9 см имеет восемь маленьких зубов. Несмотря на миниатюрный размер, она удивительно похожа на челюсти других молодых тираннозаврид. У него есть глубокая бороздка внутри и отчетливый подбородок, которые отличают тираннозавров от других динозавров-мясоедов. Зубы на челюстной кости не полностью развиты, и это говорит о том, что они могли принадлежать эмбриональному тираннозавру, погибшему до того, как он вылупился. Окаменелость пальца-когтя также может принадлежать эмбриону.

Поставлена точка в споре о карликовых тираннозаврах

Фото: Julius T. Csotonyi

Существовал ли карликовый тираннозавр вида Nanotyrannus?  Некоторые исследователи считали, что да, в то время как другие полагали, что найденные мелкие кости принадлежат тиранозаврамподросткам.

Точка в споре вокруг Nanotyrannus была поставлена в 2020 году, когда два исследования показали, что это все-таки были подростки. В январском номере журнала Science Advances  опубликованы результаты изучения двух хорошо известных экземпляров тираннозавра по прозвищу Джейн и Пити. Анализ костей показал, что Джейн и Пити было всего 13-15 лет, и что их кости быстро росли, как у всех подростков.

Во втором исследовании, опубликованном в июне в журнале PeerJ, изучили 44 различных особи T. rex и проанализировали стадии роста этого вида. Подростковые T. rex идеально вписываются в кривые роста, указывая на то, что Nanotyrannus – это молодой  T. rex , а не отдельный вид.

Тираннозавры-подростки были намного дегче и быстрее, чем неуклюжие взрослые, в которых они вырастали.

Динозавры-дуэлянты проданы в музей

На этой иллюстрации показано, что могло случиться с цератопсом и тираннозавром незадолго до их смерти около 67 миллионов лет назад:

Фото: Anthony Hutchings/Friends of the North Carolina Museum of Natural Sciences

Ученые наконец смогут изучить знаменитую окаменелость, так называемых «дуэльных динозавров», представляющую собой два наиболее полных из известных скелетов тираннозавра и трицератопса, которые сражались друг с другом в момент своей смерти. Уникальная находка отправляется в Музей естественных наук Северной Каролины (NCMNS) после сделки на 6 миллионов долларов, заключенной в ноябре.

Фото: Image courtesy of Black Hills Institute of Geological Research Inc. and Katie Busch, Owner/Partner CK Preparations

В 2006 году охотники за окаменелостями из Монтаны, Клейтон Фиппс, Чад О’Коннор и Марк Итман обнаружили «дуэлянтов- динозавров», но не смогли найти покупателя. Окаменелости не удалось продать и на аукционе 2013 года. Затем последовал судебный процесс, на котором предыдущие владельцы земли заявили, что окаменелости принадлежат им.

И вот, наконец, «дуэльные динозавры», которым 67 миллионов лет, будут выставлены публично, а затем изучены специалистами.

Фото: Matt Zeher

На фото: когти тираннозавра.

Фото: Clayton Phipps

На фото: Покрыв окаменелости слоем гипса, команда из Монтаны готовит их к транспортировке в 2006 году.

Как далеко могли плавать динозавры с утиным клювом?

Гадрозавры эволюционировали в Северной Америке, распространились на Южную Америку, Азию, Европу и, наконец, Африку.

Фото: Raul Martin

Недавно обнаруженный гадрозавр нового вида вида Ajnabia odysseus был найден там, где его не должно было быть. В ноябре его окаменелости — осколки челюсти и несколько зубов — были обнаружены в фосфатной шахте в Марокко. «Это было все равно, что найти кенгуру в Шотландии», — пошутил ведущий исследователь Николас Лонгрич, палеонтолог из Университета Бата, Великобритания.

Фото: Nick Longrich

На фото: ареал гадрозавров в меловой период.

Гадрозавры  появились в Северной Америке, а затем распространились в Южную Америку, Азию и Европу. Но 66 миллионов лет назад, в конце мелового периода, Африка была островным континентом. Итак, как он туда попал?

Дойти до Африки пешком было невозможно. Доплыть – проблематично. Конечно, гадрозавры были полуводными животными, с большими хвостами и мощными ногами, которые делали их хорошими пловцами. Некоторые виды имели длину до 15 метров. Но марафон в сотни километров по открытой воде был сложен и опасен даже для них. А для найденного вида, длиной примерно 3 метра, такое путешествие было бы еще сложнее.

Однако существует множество теорий о мелких животных, которые пересекали океаны на естественных плотах, образовавшихся из попавшей в воду растительности. Тогда почему этого не могло случиться с относительно небольшим динозавром?

Объединив арабское слово «иностранец» с именем легендарного греческого мореплавателя, ученые окрестили новый вид гадрозавра Ajnabia odysseus. Мог ли A.odysseus размером с пони доплыть в Африку на обломках, сыгравших роль плота? Или он плыл самостоятельно? Это еще предстоит выяснить.

Ранее ученые из Великобритании и Германии установили, что Heyuannia huangi – динозавры из рода овираптоидов,  жившие на территории современного Китая 145-65 млн лет назад, — откладывали голубовато-зеленые яйца.

По материалам Live Science