• Анализ ДНК показал, что коренных жителей Карибского региона уничтожили еще до Колумба.Вокруг Света. Украина
    Рисунок: Merald Clark
    Четверг, 24 декабря 2020

Новые генетические данные свидетельствуют, что Карибский регион заселялся дважды, и вторая волна переселенцев почти полностью уничтожила первых обитателей задолго до прихода испанцев.

Новые генетические данные, полученные на основе анализа древних костей, говорят о том, что люди заселяли Карибское море двумя волнами. Миллионы людей, живущих на Карибских островах сегодня, несут в себе гены как первой, так и второй волн переселенцев, освоивших острова до прибытия европейцев.

Одним из открытий стало то, что большинство коренных жителей Карибского бассейна были уничтожены пришельцами из Южной Америки примерно за тысячу лет до испанского вторжения, которое началось в 1492 году. Более того, ко времени прибытия испанцев коренное население таких островов, как Пуэрто-Рико и Эспаньола, вероятно, было намного меньше, чем считалось ранее.

Фото: William F. Keegan, Florida Museum

Извлечение ДНК из костей в теплых и влажных местах, таких как Карибы, было невозможно еще несколько лет назад. Но недавние достиженияя в области генетических технологий позволили группе генетиков из  Гарвардского университета восстановить ДНК 174 человек. Эти останки были найдены в ходе раскопок на территориях от Венесуэлы до Багамских островов. В журнале Nature 23 декабря опубликованы результаты анализа ДНК 93 из этих останков, проведенного в лаборатории университета Копенгагена.

Две волны заселения Карибских островов

Исследование показало следующее. Представители земледельческой культуры, которых видентифицируют в археологии как «людей керамического века» благодаря их керамическим изделиям, около 2500 лет назад отправилась на каноэ с северо-восточного побережья Южной Америки в путешествие по островам Карибского моря. Но эти люди не были первыми колонизаторами. На многих островах они встретили уже местных жителей, чья культура находилась на уровне собирательства. Собиратели прибыли туда около 6-7 тыс. лет назад с побережья Центральной и северной части Южной Америки. Они ловили дичь на островах и рыбу в море, а земледелие в их культуре находилось в зачаточном состоянии.

Фото: Kristen Grace, Florida Museum

На фото: изделия людей культуры «керамического века», которые заселили Карибы во вторую волну

Эти собиратели, известные как люди архаической эпохи, по большей части исчезли после появления новоселов. В ДНК людей керамического века генетический след собирателей представлен слабо. Значит, эти две группы смешивались редко. Керамисты, родственные сегодняшним аравакоязычным народам, вытеснили сравнительно отсталых собирателей в ходе заселения островов. Предположительно, новые переселенцы  завезели с материка болезни, а также, возможно, применяли насилие в ходе конкуренции за землю. Но не везде.

«Примечательно то, что архаический образ жизни сохранился на западной Кубе примерно до 900 г. н.э., — сказал Уильям Киган, археолог из Флоридского музея естественной истории и соавтор исследования, опубликованного в Nature. — По-видимому, на Кубе две группы обитателей жили почти не общаясь, но, в целом, мирно”.

Новый взгляд на историю открытия Америки

Один из самых интересных результатов Гарвардского исследования стало то, что коренное население крупных островов, таких как Пуэрто-Рико и Эспаньола, было намного меньше во время прибытия испанцев, чем об этом говорят испанские записи.

Так, спустя десять лет после прибытия Колумба один испанский монах подсчитал, что на Эспаньоле (ныне остров Гаити) проживало 3,5 миллиона человек. Позднее историк 16-го века Бартоломе де лас Касас утверждал, что 3 миллиона человек были уничтожены европейским порабощением и болезнями. Но экстраполяция генетических данных указывает только на десятки тысяч жителей. Это ставит под сомнение старый тезис о том, что сотни тысяч, если не миллионы, коренных жителей умерли от болезней и других последствий европейского вторжения.

«Тем не менее, количество людей, погибших в результате колонизации, остается чудовищным, — говорит руководитель гарвардского исследования, генетик Дэвид Райх. — Это была систематическая программа культурного стирания. Тот факт, что это были миллионы людей, а скорее десятки тысяч, не делает это стирание менее значимым».

ДНК генетические исследования

Фото: William F. Keegan, Florida Museum

На фото: останки женщины, жившей на Багамах в 1300-х гг.

Хотя большое количество коренных жителей действительно умерло после прибытия испанцев, генетические исследования показали, что их ДНК присутствует у современных островитян, смешавшись с генами европейских колонизаторов и порабощенных африканцев.

Так, по существовавшей ранее версии истории, коренные жители Пуэрто-Рико, таино, полностью исчезли вскоре после колонизации. Их самих, а также их культуру и язык уничтожили насилие, болезни и принудительный труд, а колонизаторы заселили остров рабами. Но народные предания утверждали, что таино частично выжили, и что некоторые слова, используемые сегодня жителями острова, происходят из их языка.

Исследование ставит точку в этом споре. Около 14% людей в Пуэрто-Рико ведут свое происхождение от таино. На Кубе носителями генов доиспанского населения являются около четырех процентов жителей, а в Доминиканской Республике — около шести процентов.

Многие группы коренных народов утверждали, что генетики — часто белые европейцы и американцы — не консультируются с ними и не проявляют должного уважения к их традициям, исследуя их происхождение. Однако в данном случае авторы Nature заявили, что сотрудничали с представителями различных сообществ, а также с местными учеными в сборе и анализе данных. Исследование было частично поддержано грантом Национального географического общества.

Генетические исследования коренных народов Латинской Америки играют важную роль не только в установлении исторической истины. В 2020 году стало понятно, что амазонские племена особенно подвержены риску тяжелой коронавирусной инфекции. Исследование генетической предрасположенности к болезни поможет установить, почему от COVID-19 умирают целые семьи.

По материалам National Geographic, New York Times и Phys.org