• Англичане открыли новое морское животное, которое видит без глаз.Вокруг Света. Украина
    Фото со страницы Lauren Sumner-Rooney в Twitter
    Понедельник, 6 января 2020

Англичане открыли новое морское животное, которое видит без глаз

Это – второе, известное науке существо, которое видит при отсутствии глаз, утверждают в Оксфордском университете.

До этого открытия столь необычный феномен демонстрировал один из видов морских ежей. Новое животное – родственник морской звезды и морского огурца, так называемая красная хрупкая звезда (Ophiocoma wendtii), обитает в коралловых рифах Карибского моря и Мексиканского залива.

Как заметила Лорен Самнер-Руни, научный сотрудник Музея естественной истории Оксфордского университета и руководитель исследования, это открытие расширяет представление о возможностях зрения в животном мире. (Результаты научной работы были опубликованы в журнале Current Biology).

Фото со страницы Lauren Sumner-Rooney в Twitter

Вновь обнаруженное существо, которое видит при отсутствии глаз, обладает экстраокулярным зрением. Так называется способность видеть окружающий мир благодаря чувствительным к свету клеткам: фоторецепторам, которые покрывают тело, и пигментным клеткам, называемым хроматофорами.

Как считают биологи, красная пятиконечная хрупкая звезда – родственница морских звезд, огурцов, ежей и других существ класса беспозвоночных типа иглокожих. У всех выше перечисленных существ есть нервная система, но нет мозга.

Что выяснили биологи?

Красная хрупкая звезда достигает 35 см в длину. Она обитает в довольно сложной среде, где велика опасность нападения хищных морских животных. В дневное время Ophiocoma wendtii прячется в безопасном месте. А ночью выходит из своего укрытия, чтобы поедать детрит (мертвое органическое вещество).

В дневное время фоторецепторы красной хрупкой звезды окружены хроматофорами, которые сужают поле детектируемого света. При этом каждый фоторецептор становится подобным пикселю компьютерного изображения, который в сочетании с другими пикселями образует целое изображение. Ночью зрительная система не работает.

Как сказала Лорен Самнер-Руни, для нас, как для существ с сильным зрением, концепция экстраокулярного видения кажется чуждой. Тем не менее науке теперь известно два примера, когда животное без глаз созерцает свою среду обитания.