• Астрономы обнаружили новый вид двойной звезды.Вокруг Света. Украина
    Фото: M.Weiss
    Четверг, 2 декабря 2021

Астрономы обнаружили новый вид двойной звезды

Благодаря этому открытию ученые смогли наконец подтвердить теорию образования и эволюции редких видов звезд.

Существование таких звезд было предсказано еще 50 лет назад, но впервые астрономы смогли увидеть их вживую.

Открытие сделали ученые Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. Для этого они использовали телескоп Шейна из Ликской обсерватории в Калифорнии, а также данные нескольких астрономических исследований. И теперь у исследователей есть первое физическое доказательство существования нового класса переходных двойных звезд.

Когда звезда умирает, то с почти стопроцентной вероятностью она станет белым карликом, небольшим объектом высокой плотности.

Но в крайне редких случаях звезда становится белым карликом с чрезвычайно малой массой (ELM). Масса таких звезд составляет менее одной трети от массы солнца, а само их существование своего рода головоломка.

Чтобы звезда естественным путем достигла массы ELM-карлика, то по астрономическим расчетам ее возраст должен превышать 13.8 миллиардов лет. То есть такой белый карлик будет старше самой вселенной, что физически невозможно.

Уже давно астрономы пришли к выводу, что карлики с чрезвычайно малой массой могут образоваться только с помощью другой звезды. В двойной звездной системе гравитационное притяжение от ближайшей звезды-компаньона будет поглощать материю звезды до тех пор, пока та не станет ELM-карликом. Звучит логично, но долгое время это была всего лишь гипотеза.

Астрономы наблюдали катаклизмические переменные звезды, когда обычные звезды вроде нашего Солнца поглощаются звездой-компаньоном. Они видели ELM-карлики рядом с обычными белыми карликами. Но им так и не удавалось поймать в объективы телескопов переходную фазу, когда звезда уже потеряла большую часть своей массы и почти превратилась в ELM-карлик.

В 2020 году Карим Эль-Бадри из института теории и вычислений центра астрофизики решил начать поиски начальных стадий образования белых карликов малой массы. Для того, чтобы обнаружить уникальную двойную звезду, Эль-Бадри использовал обширный массив собранных данных о звездах, несколько астрономических исследований и собственные наблюдения. Из почти миллиарда звезд он отобрал 50 самых многообещающих, после чего сузил выборку до 21 звезды, за которыми и начал пристально наблюдать.

Стратегия отбора сработала. Сто процентов выбранных кандидатов были теми самыми белыми карликами переходной фазы, которые искали астрономы. Они были существенно больше известных ELM-карликов. Кроме того, эти звезды были яйцевидной формы, так как их первоначальная сферическая форма искажалась гравитационным притяжением другой звезды.
    Таким образом ученые смогли обнаружить достаточное количество звезд, представляющих собой недостающее эволюционное звено между двумя классами двойных звезд.

Астрономы планируют и дальше изучать звезды на стадии образования ELM-карликов, сосредоточившись на оставшихся 29 кандидатах из ранее отобранных звезд.