• Астрономы обнаружили самую длинную нить нашей галактики: видео.Вокруг Света. Украина
    Фото: T. Müller/J. Syed/MPIA
    Четверг, 6 января 2022

Астрономы обнаружили самую длинную нить нашей галактики: видео

Ученых давно интересовал вопрос, как в космосе образуются облака молекулярного водорода, из которых в дальнейшем формируются звезды. И находка самой длинной в нашей галактике водородной нити может дать подсказки к решению этой загадки.

Наша Вселенная родилась примерно 13.8 миллиардов лет тому назад в масштабном взрыве, после которого появились первые субатомные частицы. Где-то 370 тысяч лет спустя сформировался водород, главный строительный кирпичик звезд. В звездах водород превращается гелий, попутно создавая более тяжелые элементы. Но хотя водород и самый распространенный элемент во Вселенной, отдельные водородные облака в межзвездном пространстве не так-то и легко обнаружить. Поэтому исследовать ранние этапы формирования звезд не самая простая задача.

Международная команда ученых, возглавляемая астрономами из института Макса Планка, недавно заметила в нашей галактике гигантскую нить атомарного водорода. Эта структура, которую назвали «Мэгги», расположена на другой стороне Млечного Пути в 55 тысячах световых лет от Земли и представляет собой один из самых длинных объектов нашей галактики.

Фото: ESA/Gaia/DPAC/T. Müller/J. Syed/MPIA

Участок Млечного Пути, сфотографированный космическим телескопом Gaia (вверху). Прямоугольником выделено расположение нити «Мэгги». На нижней фотографии показано изображение распределения атомарного водорода в условных цветах, где красная линия — нить «Мэгги»

Название этой нити дал один из соавторов исследования, астрофизик Венского университета Хуан Солер. Он назвал ее по имени самой длинной реки в Колумбии, откуда он родом. Река называется Рио Магдалена, в английском варианте Маргарет или же «Мэгги».

Исследование проводилось на основании данных, полученных обсерваторией Карла Янски в Нью-Мехио, США. Ученые изучали формирование молекулярных облаков, превращение атомарного водорода в молекулярный, магнитное поле галактики и другие вопросы, касающиеся межзвездного пространства и образования звезд.

Астрономы хотели понять, как соединяются два самых распространённых изотопа водорода. Сближаясь, они создают плотные облака, из которых в дальнейшем образуются звезды.

Пока очень мало известно о том, каким образом атомарный водород переходит в молекулярный. Так что обнаружение такой чрезвычайно длинной нити газа представляет собой очень важное открытие для астрономов. До сих пор самые крупные известные облака молекулярного газа занимали порядка 800 световых лет в длину. Тогда как длина Мэгги насчитывает 3.900, а ширина — 130 световых лет.

Исследование ученых показало, что Мэгги представляет собой целостную структуру, доля молекулярного водорода в которой составляет 8%. Также астрономы заметили, что в разных точках нити газ собирается в большие облака. Возможно, именно там атомарный газ постепенно переходит в молекулярную форму.

Однако ответа на многие вопросы ученые пока не получили. Следующим шагом будет анализ дополнительных данных, которые предоставят больше сведений об участках молекулярного газа Мэгги. К счастью, скоро заработают несколько расположенных в космосе и на земле телескопов, которые смогут изучать подобные нити. Среди них телескоп Джеймса Уэбба, а также крупнейший в мире радиоинтерферометр SKA. Эти инструменты позволят рассмотреть самые ранние периоды существования Вселенной, и первые звезды, которые в ней появились.

Ранее на портале «Вокруг Света. Украина» сообщалось о том, что в межзвездном пространстве было найдено облако пыли и газа размером больше Млечного Пути.

По материалам Universe Today