• Астрономы сфотографировали рождение магнетара.Вокруг Света. Украина
    Воскресенье, 14 апреля 2019

Астрономы сфотографировали рождение магнетара

Это было сделано с помощью данных космической обсерватории "Чандра".

Команда астрономов из Арканзасского университета зарегистрировала вспышку рентгеновского излучения из галактики, расположенной примерно в 6,5 миллиарда световых лет от Земли. Это означает, что произошло слияние двух нейтронных звезд, в результате которого образовался магнетар — большая нейтронная звезда с очень мощным магнитным полем. На основе этого наблюдения исследователи смогли вычислить, что подобные слияния происходят в среднем 20 раз ежегодно в каждом регионе размером миллиард световых лет в кубе.

Нейтронная звезда — маленькая, очень плотная звезда диаметром около 20 километров. Нейтронные звезды образуются в результате коллапса звезд,  едостаточно массивных для коллапсирования в черную дыру. Когда две нейтронные звезды сливаются и становятся магнетаром, магнитное поле в десять триллионов раз превышает мощность магнита на вашем холодильнике.

«Нейтронные звезды таинственны из-за того, что вещество в них невероятно плотное, — объясняет Брет Лемер из Арканзасского университета. — Мы еще не очень хорошо понимаем физическое состояние материи в нейтронных звездах. Слияния нейтронных звезд дают множество уникальных данных, рассказывающих нам о природе самих нейтронных звезд и о том, что происходит при их столкновении».

Фото: Y. Xue, X. Zheng, Y. Li, et. al.

Предыдущее открытие слияния двух нейтронных звезд с помощью гравитационных волн и гамма-излучения помогло астрономам взглянуть на эти объекты по-новому. Исследовательская команда использовала эту информацию для поиска закономерностей в данных рентгеновской обсерватории «Чандра», которые бы соответствовали тому, что им уже было известно о слияниях нейтронных звезд.

Так, ученые обнаружили в данных обзора Chandra Deep Field-South вспышку рентгеновского излучения. После исключения всех других возможных источников вспышки они пришли к выводу, что сигналы исходили от формирования двумя нейтронными звездами магнетара.

«Ключевым доказательством стало то, как изменялся сигнал с течением времени, — говорит Лемер. — У него была яркая фаза, которая определенным образом стабилизировалась, а затем спадала. Именно этого и следует ожидать от магнетара, быстро теряющего свое магнитное поле через излучение».

Схожие расчеты количества слияний нейтронных звезд проводились на основе слияний, зарегистрированных посредством гравитационных волн и гамма-излучения, упрочив пользу рентгеновских данных в поиске таких экзотических событий слияния, происходящих во Вселенной.

По материалам Nature