• Атомные бомбы помогли узнать возраст китовых акул.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Вторник, 7 апреля 2020

Атомные бомбы помогли узнать возраст китовых акул

Испытания атомных бомб времен холодной войны помогли ученым установить точный возраст крупнейшей рыбы планеты.

В исследовании приняли участие морские биологи из Австралии, США, Исландии, Саудовской Аравии и Пакистана.

Маркером для определения возраста китовых акул стал изотоп углерода-14, содержание которого в атмосфере удвоилось в результате испытательных взрывов атомных бомб.

Дело в том, что с конца 1940-х годов несколько стран, включая США, Советский Союз, Великобританию, Францию и Китай, проводили испытания ядерного оружия в разных местах мира.

Но обо всем по порядку.

Сведения о возрасте акул важны для сохранения вида

Китовые акулы достигают 18 метров в длину и весят в среднем 20 тонн. А пятнистая окраска делает их легко узнаваемыми.

Крупнейшие рыбы на Земле и самые большие из существующих видов акул, они питаются планктоном. В поисках пищи китовые акулы перемещаются на большие расстояния.

Этот вид пользуется популярностью у туристов. Некоторые особи позволяют дайверам плавать вместе с ними.

Крупные, неторопливые существа в основном обитают в тропических водах и очень долго живут. Вид находится под угрозой исчезновения. В основном, из-за чрезмерного вылова, в частности, на Таиланде и Филиппинах.

Но исследователи до последнего времени не могли определить точный возраст китовых акул. А ведь эта информация очень важна для сохранения вида.

Как определили возраст китовой акулы?

До сих пор биологи пытались это сделать по линиям на позвонках мертвых китовых акул. Линии «работают» так же, как годовые кольца на деревьях: чем больше колец – тем старше акула.

Но исследователи точно не знали, как часто образуются эти линии и по каким причинам.

И вот теперь, наконец, ученые нашли более точный способ определения истинного возраста китовых акул.

С конца 1940-х годов несколько стран, включая США, Советский Союз, Великобританию, Францию и Китай, проводили испытания ядерного оружия в разных местах мира.

Одним из побочных эффектов взрывов стало удвоение в атмосфере количества изотопа углерода, известного как углерод-14 (С14).

Со временем живые существа планеты поглотили этот углерод-14, который все еще сохраняется в атмосфере.

Но поскольку ученые знали скорость распада этого изотопа, он и стал маркером для определения возраста.

Чем старше организм, тем меньше в нем углерода-14.

Таким образом, в костных тканях животных содержался С14, сказал доктор Марк Микан из Австралийского института морских исследований в Перте. А это означает, что в позвоночнике есть маркер времени, благодаря которому можно установить периодичность распада изотопов.

Фото: Shutterstock

Одной из основных проблем в определении возраста китовых акул было получение образцов их позвонков.

Команда исследователей нашла два экземпляра давно умерших акул, хранившихся в Пакистане и на Тайване. Исследование показало, что эти существа действительно способны жить невероятно долго.

Срок их жизни может достигать 100–150 лет, свидетельствовал доктор Микан. Это открытие очень важно для науки. Оно говорит о том, что неконтролируемый вылов китовых акул наносит большой ущерб виду.

Почему так важно новое исследование?

Новые выводы морских биологов объясняют, почему численность китовых акул сократилась в таких местах, как Таиланд и Тайвань (районах активного промысла).

В Красном списке МСОП китовые акулы значатся в категории видов, которые находятся под прямой угрозой исчезновения. Исследователи считают, что их открытие поможет сохранить этих морских обитателей.

Зная возраст акул, ученые будут иметь представление о том, в каком состоянии находится популяция и возможен ли промысел в данном районе.

Китовые акулы – фантастические представители морской флоры. Они спасли от бедности многих людей, сказал доктор Микан.

И добавил, что эта «очень хорошая новость» показала: даже у атомных бомб есть свои плюсы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Marine Science.