• Боги Древнего Египта: от абстрактных идей до семейных дрязг.Вокруг Света. Украина
    Фото: Getty Images
    Наука
    Среда, 23 июня 2021

    Боги Древнего Египта: от абстрактных идей до семейных дрязг

    Пантеон Древнего Египта был, по сути, системой знаний о мире, о природных и социальных явлениях и абстрактных понятиях - точно так же, как и пантеон греческих, а впоследствии римских богов.

    В большинстве цивилизаций — от Древнего Китая и крито-микенской культуры до австралийских аборигенов — существуют космогонические мифы о создании мира из тьмы, хаоса и небытия. Эти мифы и боги, участвовавшие в них, были способом систематизировать знания, которые древние люди непрерывно получали, осваивая свою среду обитания. И если мифы о сотворении вселенной из тьмы и беспорядка в целом имеют схожие сюжеты (родилось некое существо, которое либо создало землю, либо само стало ею, а затем породило небо\отделило небо от земли), то дальнейшее расширение пантеона богов уже отражало особенности культуры и природных условий, в которых развивалась цивилизация. Греки, например. перешли от Геи, Урана и их сторуких деток-гигантов к очень симпатичному «королевскому дому» богов-олимпийцев, занятых пирами, подвигами, любовными проказами и мщением из ревности.

    Древние египтяне — прекрасные землемеры, математики и астрономы — отчасти унаследовали космогонические представления шумеров и при этом создали собственный пантеон египетских богов. Их представления о возникновении и устройстве мира были достаточно сложными и требовали высокого уровня абстрактного мышления. Иными словами, они были доступны только наиболее образованной части жреческого сословия, а доступ к ним сознательно ограничивался, во избежание их вульгаризации. На следующих ступенях египетского общества, в том числе и в кругу жрецов пониже рангом, бытовали упрощенные модели мира.

    Всего божеств разного ранга и значимости в Древнем Египте было не менее пяти тысяч, причем, только 1500 их них дошло до нас вместе с их именами. Таким образом, полный список богов Египта просто не существует, и даже список известных богов Египта доступен только специалистам — египтологам.

    Однако о главных египетских богах и о том, как создавался египетский пантеон, известно достаточно.

    Древнейшие египетские боги

    Атум – создатель всего Сущего. В нашей системе понятий Атум — это Большой взрыв в момент сотворения Вселенной. Атум самопроизвольно возник из первичного хаоса в образе змея или, как вариант, «первобытного холма». Обычно его изображали в виде фараона с двойной короной на голове, как символ власти над Верхним и Нижним Египтом.

    Атум создал Тефнут и Шу.

    Тефнут — богиня влаги и плодородия, близнец и супруга Шу, мать бога земли Геба и богини неба Нут. Шу бог сухого воздуха и солнечного света (но не Ра, не источник света, а его проводник). Функция Шу состоит в том, чтобы поддерживать тело своей дочери, богини Нут и отделять его от тела Геба, то есть, небо от земли.

    Нут – пространство в котором есть жизнь, в самом широком смысле. Обычно изображается в человеческом облике, ее удлиненное тело символизирует небо, руки и ноги упираются в землю. Нут была матерью Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Нут также глотала заходящее солнце (Ра) каждый вечер и рожала его каждое утро. Ее часто изображают на потолках гробниц, на внутренней крышке гробов, на потолках храмов.

    Геб был отцом Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды, и был богом без культа. Как бог Земли он ассоциировался с плодородием, и считалось, что землетрясения — это смех Геба. Геб упоминается в Текстах пирамид как заключенный в тюрьму тел похороненных мертвецов.

    Несмотря на свой первичный характер, все эти боги: Атум, Тефнут, Шу, Нут и Геб были «страшно далеки от народа». Попросту говоря, они были слишком абстрактны, а их роль понятна лишь посвященным.

    Боги, лучше отвечавшие практическим задачам, — это четверо детей Нут и Геба, переженившихся попарно.

    Главные боги Древнего Египта

    Осирис — бог подземного мира, растительности, вечного цикла смерти и воскресения — и цикла разливов Нила, жизненно важных для египтян, поскольку от них зависело плодородие. Согласно мифу, Осирис был первым царем Египта, которого убил и расчленил его брат Сет. Жена, Исида, собрала тело и ненадолго воскресила его, что позволило ей зачать от Осириса сына, бога Гора.

    Исида – сестра и одновременно супруга Осириса, воплощение женственности и материнства. По всем деликатным вопросам, по которым неудобно обращаться к Осирису напрямую, следовало обращаться к Исиде. Мудра, милостива — но в разумных пределах, и очень практична. Идеальная жена для мужа-начальника, которого осаждают толпы просящих. Одна из немногих богинь, культ которых, пройдя длинный ряд трансформаций, дожил до наших дней – через Афродиту до девы Марии.

    Сет. Бог войны, песчаных бурь, разрушения, хаоса и насильственной смерти, но также и покровитель царской власти, и бог-воин, единственный, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и зло (остаток первобытного Хаоса, не ставшего Атумом), жаждущего поработить Ра в глубинах подземного Нила. Сет также покровитель далеких стран и чужеземцев.

    Но из-за ссоры между братьями, закончившейся расчленением Осириса, в народной версии египетской религии Сет был демонизирован, став антагонистом в дуалистичной борьбе с Гором и персонификацией мирового зла, что, вообще говоря, неверно. В конце концов, эпизод с расчленением остался в далеком прошлом, да и дело вышло житейское, с кем не бывает.

    Нефтида. Младшая дочь Нут и Геба, и жена Сета, но, увы, та еще оторва, а вовсе не идеальная жена, как Исида. Виновница ссоры братьев: влюбившись в Осириса, Нефтида наставила с ним рога мужу Сету, и зачала от Осириса сына Анубиса. Впрочем, дело тут темное – отчасти, как мы увидим, Анубис сын Осириса, но отчасти и Сета. Затем, опасаясь гнева супруга, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях и ударилась в бега. Анубиса же нашла и вырастила Исида.

    Взбешенный Сет решил отомстить брату – и, собственно, тут-то Осирис и нарвался. Но, согласитесь, что, во многом, он и сам был виноват в случившемся. Не стоило, право, вести себя так по-свински по отношению к брату. Есть правда версия, что Нефтида обманула Осириса, приняв облик Исиды, но она очень уж похожа на отмазку неверного мужа, пытающегося оправдаться перед женой.

    Порубив Осириса в куски, и отведя таким образом душу, Сет, немного успокоившись, занял освободившийся трон Египта, за который с ним начал вести борьбу подросший Гор.

    Тем временем, Нефтида прибилась к сестре, а через нее — к семье Осириса, и воевала с ней против Сета, за что, в итоге, получила в мире мертвых должность судебного секретаря: стоя за спиной Осириса на загробном суде она взвешивает сердце/душу покойного (вообще-то этим занимается Анубис, но у него бывает очень уж много других дел). Собственного культа Нефтида никогда не имела, но считалась изобретательницей скорбных песнопений (вот же лицемерка!), богиней сексуальности и родовспоможения.

    Фото: Corbis via Getty Images

    На фото: стела, изображающая поклонение Осирису (в центре) и Анубису (слева)

    Гор и Анубис. Как мы помним, это сыновья Осириса от Исиды и Нефтиды, соответственно.

    Гор по наущению отца, являвшемуся ему во снах, восемьдесят лет бился с Сетом за власть над Египтом и всем земным миром. Исида при этом отчаянно интриговала, поддерживая по большей части Гора, но иногда и Сета (и, похоже, рассчитывала вертеть обоими неопределенно долго, удерживая фактическую власть над миром за собой).  Но план не удался — наступила развязка. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора глаз, ставший великим амулетом уаджет, а Гор оторвал Сету гениталии и одну ногу. Оторванное было заброшено в северную часть неба, где боги приковали его золотыми цепями к извечным опорам небес (к одной из конечностей бабки Сета, Нут, но какой именно – миф не уточняет) и приставили для охраны злобную бегемотиху Исиду Хесамут – воплощение Исиды в гневе.

    Принципиально важный момент: боги (а также и демоны, и младшие боги) Египта могли находиться сразу в нескольких местах и действовать в нескольких воплощениях. То есть каждый из богов или демонов — многогранная сущность, выражающая определенный набор свойств, которая может воплощаться материально во множество действующих лиц и/или посещать сознание многих людей, проявляя при этом те или иные свои свойства и черты.

    Более того, разные ипостаси одного и того же божества могли быть порождением разных богов и богинь. По этой причине рассказ даже об основных египетских божествах неизбежно страдает большой неполнотой: ведь тот же Гор был рожден Осирисом и Исидой несколько раз немного по-разному, и при разных обстоятельствах, а, кроме того, он был рожден и другими богами: Ра (этот справился с задачей сам), а также Нефертумом и Бастет. Ну, а конечности Нут, которыми она упирается в землю, и к одной из которых прикована оторванная нога Сета, проявляют себя не только как руки и ноги древней богини, но и как четыре сына Гора. И это не разные варианты мифов, а сюжетные линии, существующие параллельно. 

    В итоге Сет был сохранен в семье в качестве полезного бойца, поскольку был единственным, кто мог, несмотря даже на полученные увечья, как следует надрать хвост Апопу. Гор же стал царем Египта и фактическим царем мира живых, за исключением кратковременных возвращений в мир живых Осириса каждой весной.

    Анубис, сын Нефтиды от Осириса, хотя частично и от Сета, был старше Гора по возрасту, но младше по месту в семейной иерархии. Гор еще не родился, когда Анубис помогал своей тетке Исиде, воспитавшей его вместо безответственной мамаши, собирать по кускам тело Осириса. В процессе этого сбора молодой Анубис открыл в себе талант организатора похорон и бальзамировщика – и пошел по этой стезе. Был он, вероятно, не слишком честолюбив, звезд с неба не хватал и знал свое место подкидыша, так что, когда немного сросшийся и оклемавшийся от расчленения уже в посмертии Осирис заявил претензии на роль главы загробного мира, которую Анубис взял было на себя, тот без особых проблем подвинулся.  За Анубисом осталась логистика мира мертвых: похороны и бальзамирование, взвешивание сердец/душ, превращение правильно погребенного покойника в просветленного ах и организация транспортировки душ праведников в рай.

    Прочие божества

    Линия старших богов, от Атума до Гора, излагала базовые представления египтян об устройстве мира. К примеру, одним из воплощений сущностей Исиды, Анубиса и Нефтиды была сфера, верхняя часть которой воплощает видимый светлый мир (Исида), нижняя – невидимый темный мир (Нефтида), а в роли круга, в равной степени соприродного обоим мирам, выступало воплощение Анубиса.

    Естественно, что при таком способе описания мира множество явлений требовало отдельных богов. По мере роста пантеон примитивизировался и превращался из сложной древнеегипетской системы знаний о мире и человеке, изложенной в религиозной форме, в чисто религиозный культ. Кроме того, в пантеон из политических и административных соображений включались боги, заимствованные у соседних народов.

    Амон, Ра и Амон-Ра: боги Солнца и Ветра. Частные и упрощенные версии Атума, получившие затем самостоятельные культы для простонародья.

    Мут — богиня-мать, супруга Амона.

    Хонсу – приемный сын Амона и Мут, по умолчанию внебрачный сын Амона (ох уж эти египтяне!), божество Луны. 

    Хатор — богиня-корова, божество женских радостей, плотской любви и материнства.

    Бастет и Сехмет – две кошачьи богини, божества любви и войны. Бастет — домашняя кошка, а Сехмет – дикая, позднее – львица. Обе богини состоят в сложном родстве, при этом Бастет — часть души Исиды.

    Маат — богиня порядка, истины и справедливости. Дочь Атума.

    Птах — бог-творец, божество зарождения жизни и ремесел, создавший себя сам.

    Нефертум — бог растительности, сын Сехмет и Птаха.

    Мин – бог плодородия, покровитель путешествующих, торговцев и шахтеров, лорд Восточной пустыни.

    Тот — бог письма и мудрости, рожденный из губы Ра.

    Собек — бог-крокодил, смотрящий за Нилом.

    Таверет – богиня-бегемотиха, защитница женщин и детей. Не путать с Исидой Хесамут, хотя их часто и смешивали воедино.

    Атон – первоначально один из аспектов Ра, вознесенный в главное божество во время правления фараона Аменхотепа IV, который известен как Эхнатон. У фараона Эхнатона возникли серьезные финансовые разногласия с жреческим сословием, и он попытался учинить реформацию на британский манер, объявив себя формальным главой церкви. Но если англиканская религия выжила и укрепилась, то у Эхнатона кишка оказалась тонка, чтобы справится с жрецами. В итоге, после смерти Эхнатона, случившейся при невыясненных обстоятельствах, все вернулось на круги своя.

    Хепри — бог-скарабей, помощник Ра.

    Читайте также:

    Древний Египет: в Асуане нашли уникальные барельефы с изображением бога-крокодила

    Внутри 3000-летнего египетского саркофага обнаружили рисунки

     

    Загрузить еще